Наши книги

Аспандау рекомендует

Выступление Каната Ильича Нурова в Университете "Туран"

Тема: «Новые пути и перспективы развития человеческого капитала в Республике Казахстан»

       

«Новые пути и перспективы развития человеческого капитала в Республике Казахстан»

 

 

    Когда мы говорим о человеческом капитале, мне кажется здесь есть определенные проблемы с пониманием этого термина. Во-первых, понятие капитал означает какой-то титул собственности и какой-то предмет, который можно отчуждать в виде товара. К сожалению, в отношении человеческого капитала мы так сказать не можем, это раз. Второй момент - понятие "человеческий" означает видовое, видовой критерий, в то время как мы же имеем в виду под человеческим капиталом именно личностный потенциал, т.е в каждом человеке есть личность, активное творческое начало, и, к сожалению, мы не можем его абсолютно отделить от многих иных факторов. К примеру, он есть в трудовых ресурсах, людских ресурсах.

    Я считаю, что, когда мы переводим человеческий капитал как людские ресурсы это не совсем верно. Людские ресурсы, как труд, как фактор экономический - это человеко-часы. Сколько у вас людей, сколько вы можете задействовать, и личностный потенциал в данном вопросе не так важен, потому что, когда мы «покупаем людей», мы не их покупаем, не их личностный потенциал, мы покупаем их рабочее время и пытаемся потом его использовать, утилизировать, проводим KPI, смотрим на всё это внимательно. К сожалению, людские ресурсы не являются существом понятия «человеческий капитал». Далее, когда мы говорим про капитал, я уже говорил, это не совсем верный момент. Почему? Потому что это личностный потенциал, то активное творческое начало в человеке, которое есть, это предпринимательская способность и способность к управлению, менеджменту и многие другие творческие активы, они, к сожалению, даже самому человеку, собственно говоря, не принадлежат, потому что он их не может продать, он либо продает результаты работы, которые изначально прописываются, либо человеко-часы. Мне кажется более правильный термин - это «личностный потенциал» и если мы возьмем 4 фактора, все знают, производства: капитал, труд, земля и организация, то личностный потенциал относится к организации, а не к труду и людским ресурсам. Я понимаю, что личностный потенциал рассеян и среди персонала рабочих и среди руководства, и среди акционеров предпринимателя, но тем не менее предпринимательская способность, способность к управлению и творческие способности это всё факторы организационные, это организационные ресурсы.

    Чем отличаются организационные ресурсы от других ресурсов, в частности -экономических. Экономические ресурсы материальны, они ограничены, в то время как личностные ресурсы предполагают, что они не ограничены. То есть, когда мы имеем убывающую отдачу на капитал, - чем больше мы вкладываем куда-то средства, тем меньше со временем отдачи мы получаем, - то этот закон убывающей отдачи компенсируется законом возрастающей отдачи, где чем больше ресурсов вовлекается в производство, тем больше оно не только нуждается в организации и управлении, но и имеет больше возможностей в них. Вот тут личностные ресурсы как раз таки и имеют творческие способности человека, его способности к управлению. Они, по сути дела, не ограничены, способность к взаимодействию, групповому знанию и накоплению информации. И в этом отношении они компенсируют закон убывающей отдачи законом возрастающей отдачи, чем лучше организация и управление на производстве, тем больше возникает отдачи на капитал. В этом отношении это, то что касается термина личностный капитал.

    Теперь вопрос, а что мы можем сделать сегодня в отношении именно этого «человеческого капитала»? Что может сделать государство, это же, по сути дела, иллюстративный элемент в экономике личностного потенциала общества. Здоровье это один из аспектов этого личностного потенциала. И второй важнейший элемент его - это образование. И что мы можем сделать в образовании сегодняшней личности. Когда мы сегодня говорим про образование, у нас есть одна большая проблема, глобальная проблема. Это, то что сегодня совершилась информационная революция.

    Наверно, я уже повторяюсь и, наверно, это уже банальные истины. Сегодня у нас нету проблемы с доступом к информации. Раньше была монополия на неё у узких специалистов, теперь такой проблемы нет, и сегодня объем только научной информации удваивается за 1,5 года по всему миру. Представляете каковы объем и скорость накопления информации… Если раньше тысячелетия нужны были для того, чтобы накопить небольшой объём и удвоить его, то сегодня 1,5 года и объем научной информации удваивается, угнаться за этим образованию невозможно, нереально.

    Соответственно первое направление, которое я вижу в развитии человеческого капитала, или если правильно говорить «личностного потенциала» - это развитие оперативного компонента познания, не информативного, как сегодня мы пичкаем людей, информационно-справочными и прочими позициями, которые быстро меняются в этом мире. Закон изменили, уже другая норма амортизации и налогообложения, а мы все пытаемся, это в качестве тестов, в качестве каких- то знаний фундаментальных дать.  Это неправильно, нужно людей учить, прежде всего, не побоюсь этого слова - научным теориям, их немного. Эти методологические средства мышления, они позволяют людям вырабатывать огромный объем информации. Что нужно давать людям? Нужно людей учить мыслить, а не пытаться пичкать информацией. Как говорят, категориально-понятийный аппарат развивать надо и тот небольшой перечень научных теорий общепринятых нормально излагать. Это тогда позволит людям вооружаться более продвинутыми средствами мышления деятельности в информационном обществе. Второй направление - это объективная система ценностей, почему? Потому что сегодня не секрет, что всеобщие ценности они важны и если людям не давать их, человек не будет развиваться.

    3 направление - это общегражданская национальная идея. Хотим мы это или не хотим, всё равно абстрактное общество пока существует лишь в виде национальных сообществ, и очень важно чтобы эти национальные сообщества были построены не по этническому признаку, а по гражданскому.

    И последний элемент, чтобы уже не отрывать время у всех остальных, это свободное правосознание. К сожалению, для нашей территории это особенно важно для развития личностного потенциала потому, что наше сознание правовое связанно с тем, что мы мыслим законодательство источником права. В то время как, законодательство это инструмент выражения права. Само по себе законодательство должно защищать свободу личности и все запреты, ограничения, связанные с правом, правовые, должны развивать свободу личности, чтобы она проявляло себя как можно более свободно в человеческом обществе.

    Вот 4 направления развития личностного потенциала.

    Мы все говорим - человеческий капитал, человеческий капитал как манну небесную только повторяем, как заклятие какое-то, но на самом деле когда дело доходить до живого, до реального момента. Мы все хотим избавиться от чего?  От человеческого фактора. Когда человек приходит за консультацией, особенно в IT консалтинге, он просит, «сделайте так чтобы убрать вообще человеческий фактор, вообще из производства из управления», но на самом деле человеческий фактор и человеческий капитал это один и тот же личностный потенциал. К сожалению, вам придется смириться, с тем, что какие-то ошибки, связанные с человеческим фактором, будут обязательно в наличии. Когда вы работаете с человеческим фактором, вы работаете с человеческим капиталом на самом деле, да и вот повторюсь еще раз, что не хотел бы, чтобы это все превратилось в модное такую как бы процедуру, называешь человеческий капитал впереди всего и все тебе хлопают. А когда доходит дело до настоящего, до вовлечения личностного потенциала людей в управление, производством и иными сферами, тогда и на вшивость и всё проверяется, то насколько мы привержены тем или иным позициям.


Вопрос из зала:

    Здравствуйте. Такой вопрос связанный с мышлением, выступал Канат Ильич, что нужно менять само мышление человека. Насколько мне известно, к возрасту где- то от 20 лет, когда студент поступает в университет у него уже сформировано определенное мышление, вот как вы считаете с кого возраста нужно пересматривать подходы к развитию мышления человека и если какие-то попытки на ваш взгляд, может быть частные школы, детские сады, которые уже внедряют новые подходы, которые вы бы хотели дальше развивать совместно, продолжать это в вузе или предпринимательство пусть этим займётся?


Канат Ильич Нуров:

    К сожалению, вы задели образовательную политику на государственном уровне, почему? Потому что ну невозможно прийти в Вуз или на предприятие и научиться категориально мыслить по интуитивному мышлению, освоению всех уровней мышления: всеобщего, общего, особенного, единичного, а также логике и диалектике. Ко всему этому человек должен готовиться, все эти академические инструменты мышления и в этом отношении, я считаю, что, и это не секрет, должна развиваться дальше непрерывная линия академического образования, начиная с сада, школы, вуз, пост вузовские докторантуры и прочее. Потому что в итоге, есть же 2 линии образования: профессионально-практическая, профессиональное образование и академическая. На самом деле когда человек из вуза уходит в практику, является руководителем высоко ранга, на самом деле это почему возможно? Потому что он в принципе обладает научным подходом, он в принципе готов к научному исследовательской, научно-образовательной деятельности. А то что он уходит в практику это уже вопрос его выбора. Я считаю, что развитие мышления, развитие знаний это очень важная академическая, непрерывная линия образования. Естественно, она снабжается постоянными ответвлениями профессионально-практическими, профессиональными, специальными и прочими линиями практики. И по идее правильно было бы, чтобы каждая профессиональная квалификация была как-то адекватно сопряжена с какой-то академической степенью, чтобы целиком можно было переходить, если человек решил обратно вернуться в науку, обратно с колледжа в какой-то вуз. Может быть и приравнять к базовому незаконченному высшему образованию колледж, в любом случай, я считаю этот вопрос должен решаться с детства. Есть проблема общая не только в применении знаний, это практическая проблема, но и в добывании знаний, научная. А вузы это по сути дела, те институты где людей готовят именно к добыванию новых знаний, а не к применению уже существующих, и к сожалению вузы не смогут свою задачу исполнить, если личность с самого начала, начиная с детского сада, со школы не готовит к этой академической задаче и здесь к сожалению, мы мало что можем поделать. Все куда-то сейчас ударяются в создание каких-то практических центров, огромное количество по применению знаний. А мы к сожалению, забываем про добывание знаний, а это очень важная научная задача, добывать новые знания. У нас сегодня слово «теоретическое» уже не в чести, слово "абстрактное" мышление - вообще, как бы тоже оскорбление, похабно. А, по сути, абстрактное мышление - это то, чем человек как вид отличается от животного и очень важно не забывать эти вещи, не забывать про академическое образование в развитии личностного потенциала. Спасибо большое.

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01