Наши книги

Аспандау рекомендует

Простой шаг для нового министра, которого ждут почти полвека

На открытии первой сессии мажилиса VI созыва 25 марта 2016 года

Автор: Мухтар Идрисов
Эксперт: 
Канат Нуров


На открытии первой сессии мажилиса VI созыва 25 марта 2016 года, Нурсултан Назарбаев дал поручение Министерству образования и науки проработать инициативу о переходе школ на пятидневную учебную неделю. Интересно, что за месяц до данного поручения, вышла статья Мухтара Идрисова члена правления НОФ «Аспандау», о необходимости перехода на пятидневку. Мы знакомим вас с материалами данной статьи:

Простой шаг для нового министра, которого ждут почти полвека

Назначение Ерлана Сагадиева на должность министра образования вкупе с его замечательным выступлением на TEDxAlmaty произвело эффект маленькой разорвавшейся бомбы. Неужели после стольких лет бесконечных дискуссий и невыполненных обещаний нашелся человек, который не на словах, а на деле проведет реформу образования в Казахстане? Большинство экспертов позитивно оценили это назначение.

Главное опасение – сможет ли новый министр перебороть огромную бюрократическую инерцию своего ведомства. Надо отметить, что бюрократический консерватизм в образовании вещь сама по себе объективная и присуща абсолютному большинству государственных образовательных систем. Так, по признанию Патрика Гриффина, являющегося одним из главных мировых гуру в системе школьного образования, более или менее серьезные нововведения внедряются в школьные программы в течение 10-15 лет. Проблема в том, что в результате нашего двадцатипятилетнего топтания на месте у Казахстана, по большому счету, попросту нет этих 10-15 лет. 

В общем, задача архисложная. Мы, в нашем научно-образовательном фонде «Аспандау», сейчас усиленно думаем над этим. Есть планы по созданию отдельного направления Aspandau School, в задачу которого будет входить изучение и распространение в Казахстане лучшего международного опыта в среднем образовании.

Наряду со сложными системными и методическими преобразованиями, для которых необходимы время и значительные финансовые ресурсы, есть целый ряд простых организационных мер, способных заметно улучшить учебный процесс уже в ближайшей перспективе без каких-либо дополнительных затрат.

Самая очевидная вещь, требующая немедленного решения,- снижение нагрузки на школьников путем перехода на пятидневную форму обучения.

В абсолютных годовых цифрах казахстанские школьники не так уж и перегружены. Например, в Финляндии (признанном европейском лидере в среднем образовании) принят норматив, устанавливающий 190 учебных дней в году. В Казахстане в 2015-2016 учебном году я насчитал 194 учебных дня. Согласитесь, разница небольшая.

Наша основная проблема - максимальная недельная нагрузка, уходящая корнями в уже далекое советское прошлое.

Одним из событий, четко врезавшихся в мою детскую память, был переход родителей на пятидневную рабочую неделю. Было это в начале семидесятых.

Вообще, СССР начал постепенно переходить на рабочую пятидневку с 1967. Советский Союз распался в 1991. Мне, например, до сих пор непонятно, почему в СССР за эти 24 года так и не перевели школьников на пятидневку.

Получив в наследство от СССР шестидневную учебную неделю, мы ничего менять не стали. При этом учебная программа потихоньку росла, и максимальная недельная нагрузка постепенно превратилась в запредельную.

Возьмем, к примеру, существующую недельную нагрузку для 10-11 классов. Государственный образовательный стандарт устанавливает минимально-необходимую учебную нагрузку для 10-11 классов на уровне 32 часа в неделю. Помимо этого, разрешается давать семь часов в неделю дополнительных занятий по выбору школы. Итого 39 часов в неделю. Зарплаты у наших учителей небольшие и привязаны к часам преподавания, поэтому школы заинтересованы в заполнении всех 39 часов. Продолжительность выполнения домашних заданий в 9-11 классах, согласно рекомендациям Министерства образования, составляет примерно три часа в день. В итоге мы имеем 57-часовую учебную неделю для наших старшеклассников при 40-часовой рабочей неделе для взрослых!

Поняв абсурдность сложившейся ситуации, Министерство образования в прошлом году наконец озвучило намерение перехода на пятидневку. Под это дело запустили целый пилотный проект в 30 школах, начали кроить учебную программу и т.д. и т.п. В общем, мы не ищем простых путей.

А, может, надо не в очередной раз изобретать велосипед, а сделать так, как в Европе: компенсировать переход на пятидневку за счет сокращения летних каникул с трех до двух месяцев, оставив при этом 190 учебных дней в году? В той же Финляндии летние каникулы стартуют в начале июня и заканчиваются в первой половине августа.

Этот простой шаг мы ждем уже почти пятьдесят лет. Надеюсь, что при новом министре образования он, наконец, будет сделан. 

Источник: forbes.kz

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05