Наши книги

Аспандау рекомендует

В Алматы обсудили проблемы управленческого консалтинга в стране "Панорама"

Николай Дрозд Во вторник в Алматы состоялась научно-практическая конференция "Управленческий консалтинг в РК: проблемы и перспективы".

По оценкам президента PLANKION Group, директора Алматинской высшей школы управления Каната НУРОВА, для местного рынка управленческого консалтинга актуальной проблемой становится создание местного консалтингового бренда, способного быть конкурентоспособным по отношению к международным компаниям, которые представлены прежде всего консалтинговыми подразделениями аудиторских компаний "большой четверки".

При этом, по его мнению, фактически казахстанских клиентов "большой четверки" интересуют не столько конкретные услуги, сколько опять-таки бренд и признание того, что компания консультируется кем-то из "большой четверки". Г-н Нуров достаточно критически отозвался о работе со специалистами в компаниях, у которых нет особых стимулов развивать их потенциал, поскольку молодые выпускники вузов в случае необходимости могут легко быть заменены на точно таких же специалистов. Еще одним комментарием г-на Нурова стало упоминание о недостаточности платежеспособного спроса на управленческий консалтинг в Казахстане.

С другой стороны, кризис дает дополнительные шансы консультантам, поскольку "вследствие стремительного роста бизнеса многие компании значительно увеличились в размерах и масштабах, их деятельность соответственно усложнилась, и в условиях кризиса, если они не хотят сокращаться, они будут нуждаться в реинжиниринге и в автоматизации бизнес-процессов. Цена услуг международных брендов в данном вопросе явно выше их функционального консалтинга, и у казахстанских консалтинговых компаний есть все шансы поработать на созидание местных брендов в условиях дефицита ликвидности у их потенциальных клиентов". Г-н Нуров высказался также против предубеждения по поводу излишнего академизма консультантов, поскольку попытка упрощения приводит к выхолащиванию консалтинга. Консультант, по его мнению, должен исповедовать несколько иные ценности, чем бизнесмен, и его призванием является трансляция в управленческую культуру новейших научных достижений. К тому же консультант не столько должен решать какие-то конкретные проблемы бизнеса, сколько способствовать тому, чтобы бизнес сам хорошо решил все эти проблемы.

Выступивший следом "соратник" г-на Нурова, управляющий директор Казкоммерцбанка Бейбит АПСЕНБЕТОВ не согласился с ним по нескольким моментам. Он, например, был гораздо более позитивно настроен к "большой четверке", отметив, что новые местные бренды появляются во многих случаях благодаря эволюции бывших консультантов "большой четверки", выходящих на новый личностный уровень.

Кроме того, отмечается закономерность, согласно которой на 7-8-й год после прихода "большой четверки" интерес к консалтинговым услугам подобного уровня становится актуальным для неглобальных компаний и создаются условия для развития местных консалтинговых брендов.

Г-н Апсенбетов также не согласен с тем, что в Казахстане отсутствует платежеспособный спрос на консалтинг. Годовые бюджеты крупной компании или банка, направленные на консалтинг помимо аудита, могут составлять миллионы долларов. Часто для крупной компании привлечение консультанта является более эффективным путем решения какой-то проблемы, чем, например, создание штатного департамента для ее решения. Г-н Апсенбетов считает правильным подходом работу с уже достаточно продвинутыми клиентами, чем с компаниями, которые сами смутно представляют, чего хотели бы получить от консультанта.

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05