Наши книги

Аспандау рекомендует

Финны, школа и день сурка

Исполнительный директор образовательного фонда Аспандау Мухтар Идрисов размышляет о том, почему казахстанская школа не может стать финской.

В начале двухтысячных мир узнал, что в Финляндии кроме «Нокии» еще и школы очень хорошие.  От «Нокии» одни воспоминания. А вот финские школы по-прежнему хороши. Нет, у финнов не лучшее образование в мире. В том же Сингапуре или Корее в бедных детишек запихивают гораздо больше знаний.  Феномен финской школы в другом - дети там учатся с удовольствием.


Финских школьников не напрягают регулярным тестированием. Единственный экзамен сдается после окончания школы. На домашние задания уходит не больше тридцати минут в день. Нет никаких репетиторов и дополнительных занятий.  Нет главных и второстепенных предметов – видели бы Вы их музыкальные и арт-классы! – денег туда вбухивается гораздо больше, чем в классы по математике или физике. И вся эта красота по очень приемлемой цене - при лучшем качестве среднего образования финны тратят на него меньше, чем США и Великобритания.


В последнее время мода на финскую школу докатилась и до Казахстана. В пылком воображении казахстанских энтузиастов (к которым в первую очередь я отношу себя) рисуются большие перспективы.  Увы, трезвый взгляд на нашу действительность рушит эту идиллическую картину. Финская модель вряд ли приживется на казахстанской почве. И проблема тут не в деньгах, уровне развития и объективных трудностях. Проблема в наших ценностях.


Интеллектуальный труд в Казахстане не ценится от слова «совсем». 


Как сказал один киноперсонаж Эльдара Рязанова: «Пенсия у меня маленькая, но хорошая». Точно также и с интеллектуальным трудом – у нас в стране он пользуется уважением, но не ценится. Да, наши профессора и академики играют роль свадебных генералов на тоях, а чиновники и депутаты стараются обзавестись докторской степенью – все верно. Но как только дело доходит до презренного металла, то за интеллектуальный труд и гроша ломанного не дают. Денежный мешок или чиновник стоит в табели о рангах несравненно выше интеллектуала.


Казахстанский педагог, как представитель интеллектуального труда, не является исключением - зарплата начинающего учителя примерно 150 долларов. Это приговор. Дальнейшую аргументацию можно опустить и на этом статью закончить. Занавес… Нищенская зарплата педагогов запустила принцип отрицательного отбора – сфера образования стала глубоким отстойником для людей, не пригодившихся в других отраслях народного хозяйства. Настоящие профессионалы и сподвижники в наших школах в абсолютном меньшинстве.


Хорошие учителя – вот главный секрет финского образовательного чуда. Финны справедливо рассудили, что без хорошего учителя не может быть хорошего образования.


В Финляндии конкурс на поступление в университеты по педагогической специальности доходит до 10 человек на место. Все преподаватели школ имеют звание магистра. Учитель в понимании финнов – это настоящий исследователь, который применяет свое уникальное ноу-хау для обучения детей. Зарплата учителя выше средней по стране. В качестве серьезного дополнительного стимула – большой отпуск. Финские учителя, в отличие от наших, не занимаются «имбурдеей» (ред. сленг комсомольских работников 60-х годов, расшифровывается как «имитация бурной деятельности») на каникулах, а отдыхают наравне с детьми.


Подсказка нашим реформаторам из финского опыта – не тешьте себя иллюзиями того, что можно провести школьную реформу из министерского кабинета. Самые продвинутые реформы разобьются в щепки об непрофессионализм плохо подготовленного и немотивированного учителя.  К сожалению, вероятность того, что профессия педагога в Казахстане станет престижной и хорошо оплачиваемой, пока существенно не превышает вероятность победы «Кайрата» в Лиге чемпионов.


Охальная монополия душит сферу среднего образования.


Стремление к монополии пронизывает все уровни казахстанского общества - от государственного строительства до простого охранника, стремящегося извлечь выгоду из монопольного права на подъем и опускание вверенного ему шлагбаума. Как писал классик: «Всякая монополия порождает стремление к застою и загниванию». Классик во многом ошибался, но в данном тезисе оказался прав на все сто.


В Финляндии все школы государственные, а обучение бесплатное. Однако финны нашли методы борьбы с государственным монополизмом в сфере образования.


В Финляндии отсутствует государственная монополия на методику преподавания. В Финляндии нет единых государственных учебников и единых учебных планов. Правительство через «Основы учебного плана» устанавливает минимальные требования к знаниям учеников. А как эти знания будут усвоены, решают сами школы и преподаватели. Выбирать им есть из чего – в стране выпускается большое количество различных учебников, методических пособий, обучающих компьютерных программ.


Школы в Финляндии автономны. В стране нет структур, подобных нашим «Гороно» и «Районо». Большую роль в управлении школами играют родительские комитеты. Финны считают, что родительский интерес, подкрепленный полномочиями таких комитетов – самая лучшая форма внешнего контроля над школой.


Конкуренция среди учителей. Профессия учителя в Финляндии - одна из самых престижных. Как результат – высокая конкуренция среди учителей. Трудовые контракты у финских педагогов заключаются на один год. И каждый год финские учителя проходят через конкурс. Чуть зазевался, остановился в своем профессиональном росте - и все, твое место уже занято. А желающих занять вакантную должность учителя в Финляндии много.


Монополизм несовместим с новой школой, которую стремятся построить финны. В нашем фонде «Аспандау» мы называем такую школу «школой-лабораторией». Критический анализ, исследовательский подход и творчество – вот те качества, которые в первую очередь должна развивать «школа-лаборатория».


Наше Министерство образования знает об этом тренде и как-то пытается его оседлать. Наглядный пример тому - сайт Национальной академии образования. Каких-только правильных документов, методик и рекомендаций там нет – тут и когнитивно-коммуникативная технология, и инновационная культура, и модульное обучение, и какие-то дескрипторы и т.д. и т.п.


Беда в том, все эти красивые нововведения в монопольной структуре строгими циркулярами не внедрить. Это как с демократией – ее нельзя ввести указом сверху. Эту истину мы для себя достаточно хорошо усвоили. Так и здесь – не имеющая собственного мнения школа вряд ли сможет научить своих учеников критическому анализу, исследовательскому подходу и творчеству.


Увы, наши школы еще долго будут оставаться «школами-фабриками», делающих из наших любознательных и талантливых детей стандартных носителей стандартного наборазнаний.


Кризис доверия и болезненная мнительного казахстанского общества подрывает сотрудничество.


У нас доверять не принято. Это аксиома. Отчет, контроль, проверка – без этого мы не мыслим нашу жизнь. В Финляндии атмосферой доверия пронизана вся система среднего образования.


Общество доверяет школам. У финнов нет школьных контролирующих органов. Школы не ранжируются по успеваемости. Директоров школ не увольняют по результатам национального тестирования, а учителя не трясутся в страхе перед какой-нибудь проверкой. Если в какой-то школе проблемы, то ей помогают, а не наказывают.


Школы и родители доверяют учителям. У учителей нет никаких отчетов. Руководство школы и родители не вмешиваются в процесс обучения, уважая профессионализм учителя.


Учителя и родители доверяют детям. Школьников не донимают излишней опекой и учат самостоятельности. Родители не проверяют «домашку». До пятого класса вообще нет оценок. И сама оценка - это не приговор, а лишь способ проследить прогресс в учебе. Лучший способ научить чему-то ребенка – пробудить интерес, а не запугать возможной «двойкой».


В этой атмосфере всеобщего доверия возник удивительный феномен финской модели - учителя и школы учат не только своих учеников, они трудятся ради большого общего дела и всегда готовы поделиться своими успехами.


В заключении, еще раз о главном. Три кита, на которых базируется успех финской школы:


-Высокий профессионализм учителя (подкрепленный хорошей зарплатой и уважением),

-Ставка на творческую конкуренцию педагогов и научных работников,

-Атмосфера доверия и сотрудничества.

Несложно представить, что случится с этими финскими китами в нашем засушливом климате. И что же делать? Ответ очевиден, но, боюсь, он вам не понравится. Пока мы не изменимся сами, наша школа обречена на один бесконечно повторяющийся «день сурка». 


Мухтар Идрисов

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05