Наши книги

Аспандау рекомендует

Амнистия капитала в РК

По словам Главы государства данная процедура проводится для вывода средств из теневой отрасли, которая серьезно препятствует развитию нашей экономики.

1. Как вы думаете, насколько целесообразно, своевременно и актуально проводить амнистию капитала на сегодняшний день? Действительно ли, государство (бюджет страны) нуждается в этих средствах или эта «этическая» акция с целью повышения доверия бизнеса к государству? Какие еще цели может преследовать государство официально и фактически?

По словам Главы государства данная процедура проводится для вывода средств из теневой отрасли, которая серьезно препятствует развитию нашей экономики. В Минфине добавили, что наличие "теневого имущества" ведет к правовому нигилизму, расшатывает систему ценностей в  обществе и легализация имущества поможет нашей экономике стать более открытой. В итоге они хотят получить следующий результат:
  • Снизить объем теневого оборота в государстве;
  • Увеличить поступления в бюджет за счет сбора на легализуемое имущество и капитал;
  • Вернуть хотя бы часть выведенных средств обратно в Казахстан;
  • Заставить работать неучтенные средства на отечественную экономику (позволяют положить деньги на депозиты БВУ, купить государственные ценные бумаги, приобрести объекты в рамках второй волны приватизации и т.д.)


По мнению некоторых экономистов и политологов, легализация имущества проводится представителями власти для себя специально для отмывания средств, нажитых на коррумпированных сделках. Другие считают, что процедуру проводят в связи с острой необходимостью привлечения дополнительных средств в экономику, т.к. в стране ухудшается экономическая ситуация, а денег ждать неоткуда. Особенно сейчас, когда проект "Кашаган" отложили на два года, идут большие расходы по ЭКСПО, близится Зимняя Универсиада, поддерживать прежний экономический рост будет очень сложно.

Но судя по опыту ранее проведенных амнистий, заявленная сумма так и не будет достигнута, а полученные средства вряд ли сильно повлияют на рост экономики. Что до ожидаемого правительством снижения теневого оборота, то емунужно работать над исправлением первоначальныхпричин роста теневой экономики, а не убирать последствия примитивными инструментами вроде амнистий и легализаций.  

2. Как вы думаете, на кого в первую очередь направлена эта акция (чиновники-коррупционеры, большой бизнес, МСБ)? Кто ею, скорее всего, воспользуется, а кто нет и почему?

В правительстве также отлично понимают, что одной амнистией теневую экономику не уничтожить и постепенно ведут работу над ее уменьшением (насколько хорошо и полезно для бизнеса - не берусь судить).

Практика показывает, что во время предыдущих амнистий бизнес не сильно "светился" и основными клиентами данной процедуры были физические лица - во время последней амнистии 99,3% легализованного капитала пришлись на них.

Больше похоже на то, что некоторым людям действительно нужно "почистить" часть средств для открытого ими пользования внутри страны. То, что процедура проводится почти в одно и то же время с приватизацией, заставляет задуматься, т.к. ходят слухи о том, что будущие владельцы приватизируемых объектов, которые будут выставлены на аукцион, уже определены и часть из них связана с текущим топ-менеджментом этих компаний, а также с представителями власти. А ведь им нужны легальныересурсы, чтобы заплатить за эти предприятия на аукционах.

Также не стоит забывать о приближающемся всеобщем декларировании доходов - новой практике для жителей Казахстана.

3. Почему амнистию капитала принято проводить перед введением всеобщего декларирования доходов?

Если оставить открытым вопрос о готовности нашего государства к введению всеобщего декларирования доходов, эффективности ее внедрения при нашем уровне развития  "налоговой культуры" у населения и то, как будет реагировать государство на недостатки работы системы, с которыми оно обязательно столкнется на начальном этапе,  то остается довольно простой ответ - вероятность того, что физическое лицо будет сдавать более полную декларацию о доходах иимуществе, если ему не будет что скрывать, гораздо выше. При этом будет меньше объектов, которые государство не сможет обложить налогами. Но опять же остается вопрос: насколько государство готово к введению и контролю над всеобщим декларированием?

4. Амнистию капитала в Казахстане уже проводили дважды – в 2001 и 2007 годах. В первый раз надеялись легализовать около 3 млрд долларов, а вернули лишь 500 млн. Во второй раз — уже 7 млрд. Обе эти амнистии эксперты признали неэффективными: большая часть вывезенных из страны денег так и осталась на зарубежных счетах. Как вы думаете, достигнет ли государство своей цели (вернуть порядка 10-12 млрд долларов в бюджет) в этот раз?

Международный опыт показывает, то целевая сумма по легализации достигается крайне редко. Можно взять в пример Бельгию и Германию, которые проводили амнистию капитала в 2004 году. Они собрали только 6% и 20% соответственно от запланированных сумм. Но есть и положительные примеры, как Ирландия в 1988 году, когда она амнистировала 750 млн. долл. США. Все зависит от того, насколько распространена практика амнистирования в данном регионе, какие послабления дают при легализации капитала и главное - насколько проще будет лицам, легализовавшим свой капитал, дальше вести деятельность в этой стране.

В Казахстане многие все еще сомневаются, необходимо ли участвовать в процедуре легализации. С учетом замедления экономического роста в стране и не совсем ясной текущей политической ситуацией встает вопрос - насколько безопасно возвращать сюда деньги? Но даже без этого, правовой системе здесь далеко до идеала и бизнес все еще не чувствует себя в полной безопасности. Ведутся активные шаги в развитии данного направления, но до уровня тех же Нидерландов, которые якобы являются нашими самыми крупными иностранными инвесторами, очень далеко и держать сейчас свой капитал там куда безопасней.

5. Как вы думаете, не порочна ли эта практика – проводить амнистию капитала каждые 6-7 лет? Не создает ли в это в государстве приоритет «недобросовестных» налогоплательщиков перед добросовестными?

Тот же успех в Ирландии был обусловлен тем, что это была беспрецедентная акция со стороны властей. С одной стороны логично провести ее перед всеобщим декларированием доходов. С другой стороны, проводить третью амнистию за 15 лет - невольно начинаешь задумываться, может действительно проще пользоваться благами теневой экономики и дождаться очередной легализации?

Ерлан Алимжанов - Председатель правления Plankion Invest, эксперт АВШУ


Специально для РЦБК

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05