Наши книги

Аспандау рекомендует

Развал "корпуса А". Чиновники признали провал казахстанской меритократии

Под занавес ушедшей недели, отвечая на вопросы депутатов во время пленарного заседания Мажилиса парламента

Эксперт: 


Под занавес ушедшей недели, отвечая на вопросы депутатов во время пленарного заседания Мажилиса парламента РК, председатель новообразованного Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров открыто признал, что идея по отбору чиновников в элитный корпус «А» фактически провалилась. А все дело в том, что никто не спросил мнение народа, поэтому нужен новый отбор.

Правда сможет ли он привести к системе меритократии в коррупционных условиях, в которых функционирует чиновничья элита Казахстана, остается большим вопросом. К тому же прошлый отсев был широко разрекламирован предыдущим главой Агентства по делам государственной службы Алиханом Байменовым и преподносился как казахстанское ноу-хау с опорой на мировой опыт. Однако спросить с бывшего главы агентства – почему чуда не случилось и казахстанские чиновники так и не стали «управленческой элитой» не получится, в силу того, что у ведомства новый хозяин и новые правила. А со старого, как в последнее время принято в местных реалиях, спроса нет.

«Что касается граждан, которые вошли в корпус «А», сегодня 50% действительно без работы, им нет предложений. Дело в том, что есть ограниченный срок. Те кандидаты, которые не получили работу, все тестирования, всю аттестацию, что они прошли, они теряют все это через определенное время. А здесь ведь проверяются не только знания, но и духовно нравственные качества, трудовой опыт. Есть немало руководителей, которых объединил аким, и они должны показать себя как бизнесмены, деловые люди. И есть люди, которые у власти, могут найти язык с народом, грамотно вести работу, но они могут элементарно не пройти через тест, через аттестацию. Сегодня, я так думаю, анализирую всю эту систему, чтобы поступить в корпус «А» надо сначала подготовить сотрудников. На региональном, областном, республиканском уровне. Только после этого они могут поступать в корпус «А». Пройдя такую подготовку, они могут с закрытыми глазами находить нужные ответы. Вместе с тем, перед тем, как войти в корпус «А», нужно мнение народа по этой кандидатуре. Народ должен дать активную оценку их деятельности. Мы должны знать, что эти люди могут работать с народом. Народ доверяет этому кандидату? Вот будет реальная оценка этому человеку. Мы должны все эти барьеры убрать, потому что много достойных людей, не смогли пройти этот тест. Вы же знаете, что, чтобы пройти тест люди уже ищут своих людей. Это явная коррупция. Честно говоря, мы сами не удовлетворены проведением этого тестирования. Потому что я считаю, что тест этот вообще надо убрать, потому что само тестирование вызывает уже коррупцию. Я считаю, самое главное - уделить внимание оценке народа»», - сказал глава нового агентства.

Он не исключил проведения новых тестов для государственных служащих. Такие откровения г-на Кожамжарова ставят крест на всех предыдущих изысканиях экс-главы Агентства по делам государственной службы (АДГС) Алихана Байменова. Он еще в ноябре 2012 года начал предлагать отбирать чиновников по новой методике и приводил в пример опыт французской и английской меритократии. А представители АДГС ездили обучаться навыкам по отбору на госслужбу у своих южнокорейских коллег. Но все оказалось, тщетно. Так как со временем всплывали факты, что в так называемый элитный корпус управленцев начали попадать чиновники с сомнительной репутацией.

О том, что фактор народного мнения должен быть учтен при отборе госслужащих, в последнее время заговорил и г-н Байменов. В частности, в мае он выступил с инициативой контролировать качество работы госчиновников посредством опросов общественного мнения, через НПО и СМИ. Но все эти предложения не дали практического результата, о чем сообщила заместитель председателя правления НПП Гульнар Курбанбаева.

«Выявилось огромное количество нарушений в деятельности государственных органов, носящих высокий уровень коррумпированности, то есть когда запрашиваются лишние документы, представляются лишние требования, когда не выполняются условия стандартов оказания госуслуг, когда вызываются представители получателя для получения госуслуги. Такие случаи зафиксированы в территориальных департаментах государственного архитектурно-строительного контроля, налоговых органах, органах санэпиднадзора, органах архитектуры, органах, связанных с управлением земельными отношениями и деятельностью земельного кадастра», - отметила она.

Теперь же корпус «А» видимо могут и вовсе отменить. По крайней мере, на это намекнул председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупцииКайрат Кожамжаров.

Депутат партии КНПК Айкын Конуров сказал kursiv.kz, что ситуация с корпусами "агашек и братишек" принимает комичный оборот. Смена руководства АДГС высветило то, о чем говорилось в народе сразу же с началом реформы затеянной предыдущим руководством.

«Несмотря на все декларации о меритократии, наши "агашки" довольно успешно кочевали с кресла на кресло в окружении своих "братишек", причем не зависимо от их способностей, а больше базируясь на принципе личной преданности. Пока четко не прописаны механизмы народного участия в отборе, да и верится в это с трудом, потому что госорган навряд ли справится с такой задачей. Телефонное право и экономическую заинтересованность никто не отменял. Выход, думаю, есть. Над любым чиновником, назначаемым сверху или выборным, должны быть: абсолютная прозрачность бюджета, принятия решений и общественный контроль. Без этого любое благое начинание превратится в фарс. Жизнь это уже доказала и, к сожалению, не один раз», - сказал kursiv.kz г-н Конуров.

Политолог, востоковед Дастан Кадыржанов отметил, что критично относится к новой фазе обострения, связанного с отбором чиновников, потому что много разговоров, но мало конкретных предложений.

«Во-первых, как Кайрат Кожамжаров лично собрался спрашивать мнение народа? Какой для этого существует механизм? И как это мнение будет "учитываться"? Да и будет ли вообще? Складывается впечатление, что это просто фраза ради фразы. Не слишком ли быстро новый глава АДГС пытается признать негативным предыдущий опыт работы своего предшественника? В отсутствии глубокого и публичного анализа того, чем плох, а чем хорош оказался метод категорийного набора чиновников, такое утверждение звучит очень легковесно, если не вообще легкомысленно. Все попытки апелляции к мнению народа говорят лишь одно - там, где это мнение реально необходимо - на свободных выборах - именно здесь его и нет. Все это прямое свидетельство кризиса управления существующей политической системы», - сказал он.

Депутат Айгуль Соловьева не считает, что новые инициативы г-на Кожамжарова являются таким же очковтирательством, как все, что было до него. Она заметила, что новый глава Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции сделал важный акцент на учете мнения людей, который осуществляется посредством выборов в местные органы власти. Однако не раскрыл механизма, каким образом будет проводиться процедура отбора других, невыборных государственных служащих.

«Г-н Кожамжаров упомянул, что опора на общественные советы и обсуждение будет ключевым моментом, поэтому надежда на получение информации о механизмах выборности после прохождения инициативы, остается. Кроме того, как я поняла, он больше говорил, не об отмене, а о придании процессу отбора системности и эффективности. Первые результаты работы АДГС, при прежнем руководителе, мы увидим, со временем. При г-не Байменове достаточно эффективно работал и функционировал общественный совет, на котором проходило обсуждение вопросов по самим концептуальным подходам и правоприменительной практике. Не вижу отсутствия преемственности и очередного очковтирательства сейчас. К тому же в парламенте находится законопроект по вопросам дальнейшего совершенствования государственного управления», - сказала kursiv.kz г-жа Соловьева.

Председатель научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров заметил, что проблема не в равнодушии народа к тому, кто их будет представлять в госаппарате. Все меры по формированию корпуса "А" бессмысленны, поскольку механизм и система кадровых решений вряд ли изменятся. В РК даже в корпоративном бизнесе HR-служба только оформляет кадровые решения руководства, но никак на них не влияет, тем более эта ситуация воспроизводится в госаппарате.

«Такова наша политическая и управленческая культура. У нас нигде не выстраивается HR-политика в том смысле, что власть руководителя при найме сотрудника ограничена и обусловлена заранее установленными критериями. Все это лишь условно, если вообще она ограничена и обусловлена. Без изменения этой организационной культуры отбор и формирование таких корпусов - это лишь PR-акция, символическая фиксация работы Агентства. Если Администрация президента или, в крайнем случае, правящая партия возьмет в свои руки систему выявления и продвижения кадров правительства, отстроит уровни полномочий по подготовке, согласованию и принятию кадровых решений, то тогда работа Агентства может, и будет иметь смысл. Что же касается учета мнения народа - это просто популистское грамотное обоснование дезавуирования всей прошлой работы Агентства в этом направлении, так как мнение народа касается выборных, политических должностей, а не назначения чиновников аппарата государственного управления», - сказал г-н Нуров.

Политолог Айгуль Омарова считает, что вряд ли можно говорить о корыстных мотивах отбора чиновников со стороны Алихана Байменова, он, скорее всего, руководствовался благими побуждениями, когда предлагал своё видение реформы госслужбы. Но можно согласиться с г-ном Кажамжаровым, что лазейки какие-то для противоправных действий были, поскольку нельзя взять и механически перенести на нашу почву зарубежный опыт. К тому же, если мы говорим, что в качестве примера опирались на европейские модели госуправления, то надо помнить, что та же Франция была первой страной, где лозунги «Свобода, равенство, братство» стали определяющими и при выработке критериев к госслужащим.

 

«Что же касается идеи Кайрата Кожамжарова набрать по-новому госслужащих с учётом мнения народа, то, на мой взгляд, это - чистая утопия. Помилуйте, кому это интересно отбирать госслужащих, кроме их самих и их родных? Другое дело, если г-н Кожамжаров подразумевает под мнением народа выработку новых критериев отбора госслужащих. Тогда с таким предложением можно согласиться. Однако и здесь встаёт вопрос, а что должно лежать в основе таких критериев? Разумеется, необходимы знания в той области, чем человек будет заниматься, а дальше что? Может, стоит подумать о каких-то ограничениях в течение госслужбы? Скажем, отработал человек год, три года, не получил замечаний, тогда ему есть резон пробовать себя в корпус «А». Собственно говоря, насколько помнится, вроде именно это и предлагал в своё время А. Байменов», - заключила она.  

Источник: http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/razval_korpusa_a_chinovniki_priz...

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05