Наши книги

Аспандау рекомендует

Пятидневка и продление учебы до середины июня - это нормально

Министерство образования и науки на минувшей неделе взбудоражило общественность

Эксперт: 

Автор - Халил Муканов

Министерство образования и науки на минувшей неделе взбудоражило общественность решением продлить учебу в школах до середины июня. Количество подписавших интернет-петицию против этого решения за пару дней перевалило за 10 тыс. человек. Уйдет ли с поста главы МОНа РК Ерлан Сагадиев из-за данной реформы образования и что было бы наиболее эффективной реформой в образовании в интервью «Саясат» президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.

Пятидневка и продление учебы до середины июня: государство дает и в то же время отнимает. Споры до сих пор не утихают по этому поводу. Люди даже петиции собирают, но, увы, как и во всех интернет-инициативах, дело закончится пшиком. Какого мнения придерживаетесь вы по этому вопросу, Канат Ильич?

Пятидневка и продление учебы до середины июня - это нормально, дети должны отдыхать вместе с родителями и не меньше их. Но 190 дней они должны отучиться, как и во всём мире. Каникулы надо распределить по году более равномерно, чтобы они не были такими долгими, демотивирующими как летние….Сокращать ненужные предметы тоже можно и нужно, но это совсем уже другой вопрос, касающийся содержания образования.

С одной стороны, реформа школьного образования и переход на пятидневную учебную неделю – это задача, которую поставил глава государства. С другой – реформа вызвала поляризацию общественного мнения. Противники этой реформы подписывают онлайн-петицию. По-вашему, с чем это связано: с неприятием реформ как таковой или с неудачными действиями правительства? И как, на ваш взгляд, разрешится эта дилемма?

Это связано, скорее, не с пятидневкой, а с неприятием бесконечных реформ в образовании. Планов и программ много, но ясной Политики в их основе нет. Личность какого общества мы готовим, каковы её личностные качества и способности. Это первая причина. Вторая причина - это возмущение преподаванием естественнонаучных предметов на английском языке с первого класса. Это не вполне удачный подход к трёхъязычию образования. Даже если позитивной целью этого является англоязычность нашего образования, то и она может быть не достигнута так. Родной язык для казахских школ - государственный, а для русских - межнациональный. Для начала первоклассники должны сформировать в своём родном языке необходимые планы представлений в психике, чтобы быть готовыми к изучению иностранных языков, а впоследствии и предметов на иноязыках. Иначе усвоения их не произойдёт, на своём-то родном языке их трудно понять, когдане хватает абстрактного мышления.

Кроме того, нужно для начала найти средства в госбюджете на повышение учителям средней школы зарплаты как минимум в 2 раза, чтобы хоть кто-то туда шёл преподавать на родных детям языках. Это срочная и неотложная проблема. Только после этого можно искать средства на привлечение или обучение учителей иноязыков и впоследствии - предметников на иноязыках. Наш фонд остаётся при своей позиции, что естественнонаучные дисциплины надо изучать после начальной школы на русском языке, организационно-экономические - на английском, а историко-культурные - на казахском. Так определено в нашей Политике образования Информационного общества.

Естественно, что чисто казахские, русские и английские школы будут иметь при этом свою особую пропорцию трёхъязычия. Нам важно развивать Казахский язык и не потерять Русский при внедрении в средней школе английского языка, который тоже нужен. В этом новый министр, конечно, прав.

Чаще всего в Кабмине меняется руководитель министерства образования и науки. Сейчас, когда идет серьезная дискуссия вокруг школьной реформы, многие задаются вопросом о дальнейшей карьере нынешнего министра Сагадиева. У нас уже есть практика, когда министры приносятся на алтарь резонансной реформы. Как вы считаете, сможет ли г-н Сагадиев реализовать поставленную президентом задачу и сохранить свое кресло?

Это уже 14 министр образования в независимом Казахстане, но думаю, что г-ну Сагадиеву по силам реализовать любую задачу, он образован и профессионален, и он сохранит своё кресло в ближайшие годы, если только сам не уйдёт.

В нынешней дискуссии о школьной реформе многие чиновники ссылаются на опыт и учебные программы «Назарбаев интеллектуальных школ» (НИШ). Но успешность любой системы, методики образования зависит от успехов выпускников. В этом контексте можно ли апеллировать к опыту НИШ к дискуссии о школьной реформе?

Многие чиновники ссылаются на опыт и учебные программы «Назарбаев интеллектуальных школ». И это правильно, если все школы будут походить на них, и будут обеспечены всем необходимым как они. Но успешность любого содержания и методики образования зависит от успехов выпускников при поступлении в лучшие вузы страны и мира. А в этом контексте НИШ ещё только предстоит доказать своё абсолютное превосходство, завоевав больше всех побед на всешкольных олимпиадах и конкурсах, как это уже сделал КТЛ. Уверен, у НИШ это получится.

Реформа школьного образования вызвала в обществе вопросы о том, к какой модели образования нам стоит придерживаться. В пример приводится финский опыт, опыт казахско-турецких лицеев, опять же к опытувышеупомянутых «Назарбаев интеллектуальных школ». По-вашему мнению, как можно разрешить этот спор?

Мы считаем, что наша национальная модель образования должна строиться по примеру финской, которая полностью соответствует нашей Политике образования Информационного общества, где во главу угла ставится оперативный компонент познания, а не информативный. Наше требование научить людей мыслить, а не зубрить. Тогда и учебные программы разгрузятся от излишнего справочно-информационного материала. Пусть все проносят свои гаджеты на ЕНТ, если смогут их использовать вовремя и по месту.

Ваша статья от 2012 года, похоже, не теряет актуальности и сейчас. Однако как широко можно внедрить три ваших тезиса в Казахстане: «объективную систему ценностей, национальную идею индивидуальной открытости, свободное правосознание и оперативный компонент познания»?

Кроме оперативного компонента познания, в систему образования информационного общества необходимо также внедрить: объективную систему ценностей (ОСЦ), общегражданскую национальную идею (личностной открытости) и свободное правосознания. Сделать это надо в рамках воспитательной функции образования. ОСЦ - это светский, неатеистический противовес религиозной морали, основанный на философии всеединства мира. Её надо преподавать в рамках социальных и гуманитарных дисциплин в старших классах, а в начальных и средних - через каждый предмет, связанный с конкретными объективными ценностями. Национальная идеология Вечного народа («М?нгі Ел») останется пустой без наполнения её конкретными духовно-нравственными ценностями объективного, всеобщего характера. Общегражданскую национальную идею личностной открытости можно раскрывать в рамках исторических и культурных предметов, а свободное правосознание - в рамках обществоведения. Школы сами найдут, как организовать их раскрытие, их нужно только направить, утвердить эти направления как нормативные, так как школы устали от неопределенности того, какая же идеология должна лежать в основе воспитательной работы.

Пока собираются подписи в пользу того, чтобы не учиться еще в июне школьникам, в Казахстане закрылся казахский вариант научно-популярного журнала «Oyla». Как вы думаете, с чем это связано? Почему журнал о науке на казахском языке не такой популярный в стране казахов?

Я не знаю конкретных причин того, почему в Казахстане закрылся казахский вариант научно-популярного журнала «Oyla». Остаётся только догадываться, что на казахском языке он не был так популярен как на русском, в стране казахов. Увы, такова пока реальность в условиях экономического кризиса в стране.

 

Источник - «Саясат»

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05