Наши книги

Аспандау рекомендует

«Мы отдали информационное пространство на откуп другому государству»

Вечером в четверг, 16 октября, в Алматы состоялось заседание Think Tank Club Aspandau

Автор: Канат Нуров

Вечером в четверг, 16 октября, в Алматы состоялось заседание Think Tank Club Aspandau «Информационная безопасность Казахстана: в поисках объективной истины»

Основным спикером выступил председатель совета директоров и владелец медиагруппы «ТАН» Арманжан Байтасов. Он считает, что в первую очередь необходимо создавать свой качественный контент, а не ограничивать доступ иностранных СМИ к информационному полю Казахстана.

- По моим ощущениям, Казахстан не находится в состоянии информационной войны. Но если бы страна находилась в информационной войне, мы бы ее проиграли, — поделился своим мнением г-н Байтасов. — Активное проникновение российских СМИ на наше информационное поле дает повод задуматься об информационной безопасности Казахстана.

Байтасов отметил, что события на Украине стали лакмусовой бумажкой влияния иностранных СМИ на казахстанцев.

- Казахстанские СМИ, к сожалению, оказались не рейтинговыми. Большая часть населения смотрит российские шоу-программы. И в этом - прямая опасность того, что мы отдали свое информационное пространство на откуп другому государству. Я считаю, что это однозначно плохо. При этом наше государство ежегодно тратит более $200 млн на поддержку каналов. Это колоссальная цифра! Для сравнения: весь телевизионный рынок рекламы составляет столько же, — сообщил Арманжан Байтасов. — И я задаюсь вопросом: насколько эффективно эти деньги тратятся? Мы как налогоплательщики можем спросить: эффективно ли сработали медиаменеджеры и что мы получили взамен? По моим ощущениям, взамен мы получили мало. Я считаю, что проблему можно решить следующим образом. В первую очередь, я бы внимательно пересмотрел все государственные СМИ на предмет финансирования. И те деньги, которые высвободятся, нужно направлять на создание собственного контента. Второй момент: раз государственные СМИ получают поддержку из государственного бюджета, то они не должны мешали работать частным СМИ. Это неправильно, что они конкурируют на рекламном поле. А рекламное поле надо отдать частному сектору.

На вопрос, насколько реализуемы его предложения и будут ли предприняты им конкретные шаги сторону их реализации, г-н Байтасов отшутился: «Это мое видение. В нашей стране опасно предпринимать шаги».

- А если серьезно, то, что касается рекламного рынка, отрегулировать несложно, это не требует решения на законодательном уровне. Достаточно постановления, — предположил он.

Арманжан Байтасов также отметил, что Казахстан был и остается либеральной страной и никто никогда не ограничивал присутствие российских СМИ на нашем информационном поле. При этом, по его словам, «Первый канал», например, вещая на территории Казахстана, не соблюдает закон, требующий 50% эфира на казахском языке, и уж тем более не соблюдал закон о ретрансляции.

- Нужно сделать единые правила для всех, но ограничивать зарубежные СМИ в доступе на наше информационное поле я не вижу смысла, — считает Арманжан Байтасов.

Он убежден, что обеспечить информационную безопасность в том числе может свой качественный контент.

- Так как наша власть 20 лет боялась информационных войн внутри страны и регулировала СМИ ограничительными мерами, она оказалась не готова к войне извне, и единственный инструмент у нее - рубить доступ, — считает политолог Марат Шибутов. — А стремление делать все очень жестко информационную безопасность Казахстана никогда не улучшит.

В свою очередь, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев не согласен с тезисом о доминировании на информационном поле Казахстана именно российских СМИ.

- Например, в Южном Казахстане я столкнулся с тем, что там доминируют узбекские СМИ, и дети реально думают, что их президент - это Ислам Каримов, — соообщил г-н Чеботарев. — Наше государство декларирует информационную безопасность, но это больше распространяется на оппозиционные СМИ, а не зарубежные. Даже политические партии в своих программах заявляют о необходимости демонополизации СМИ, либерализации медиарынка, но нигде нет такого понятия, как информационная безопасность. Вроде вопрос актуальный, но на повестке дня смазывается.

Более подробный расклад медийного влияния дал директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. По его словам, в международном информационном пространстве доминирует западное влияние, на региональном уровне, в частности, на  постсоветском пространстве - российские СМИ. А вот в Казахстане - слухократия.

- Информационная безопасность касается доверия общества к власти и той информации, которая ретранслируется обществу от власти. Как показывает практика, неадекватная реакция на процессы в обществе, запаздывание реакции, как показали события в «Шаныраке» и Жанаозене, мощно ударили по репутации самой власти. Последняя девальвация, а потом паника вокруг банков опять подняла тему, что у нас не Нацбанк доминирует в информационном поле, не правительство, а ОБС — одна бабка сказала. Вот ОБС, по сути, сейчас главный медийный игрок, — уверен Досым Сатпаев. — На субрегиональном уровне обеспечить информационную безопасность может профессионализм журналистов и качество контента, который может конкурировать с российскими СМИ. И для того, чтобы повысить конкурентоспособность казахстанского медийного поля, необходимо оказывать мощную поддержку казахстанским СМИ, вне зависимости от их статуса.

Другой аспект вопроса: как конкурировать с российским медийным полем и его гигантскими бюджетами?

- И тут мы должны перенести акцент на другое поле — на казахоязычное. Это нормальный демократический тренд — увеличить казахоязычную аудиторию. Для этого надо активно поддерживать казахоязычный контент, казахоязычные СМИ, — считает Досым Сатпаев. — И в этом плане мы можем не насильственным способом в виде запрета, а вполне естественным процессом сократить влияние российского информационного поля. Журнал «Аныз адам», к примеру, по влиянию переплюнет тот же «Хабар».

Со всеми этими предложениями согласился член клуба PRшы, креативный директор Plankion PR Ерлан Аскарбеков, ранее сделавший на своей странице в фейсбуке заявление о необходимости ограничить доступ российским СМИ на наш медиарынок.

- Но я и сейчас убежден и остаюсь при своем мнении, что доступ нужно ограничить. Пусть они (российские телеканалы. - F) будут доступны только на кабельном ТВ, кто хочет, пусть покупает российский пакет, — обозначил свою позицию г-н Аскарбеков. 

Как отмечается в резюме заседания клуба, за последнее десятилетие оппозиционные СМИ в стране практически исчезли, а те, кто остался, стали довольно лояльны к власти. Тревожно то, что проблемные темы ушли из повесток дня отечественных изданий и телеканалов, а в 2013, по данным международной правозащитной организации Freedom House, Казахстан по уровню свободы слова опустился со 175 до 182 места из 197, оказавшись в компании Сомали, Саудовской Аравии, Палестины и Лаоса.

По данным Министерства связи и информации за 2011, информационное пространство Казахстана представляет собой 2 740 СМИ, 84% из которых – негосударственные. Средства, выделяемые правительством на нужды СМИ в виде госзаказа, составляют порядка 25 млрд тенге в год.

Источник: https://forbes.kz/massmedia/myi_otdali_informatsionnoe_prostranstvo_na_otkup_drugomu_gosudarstvu

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05