Наши книги

Аспандау рекомендует

Асылбек Кожахметов: "Сила нации - в образовании"

Общественно-политическая газета «Централ Азия Монитор» № 20(230). 22 мая 2009 г.

Автор: Алмагуль Олжас

Асылбек Кожахметов: "Сила нации - в образовании"

Уже весь мир понял, что образование играет ведущую роль в накоплении человеческого капитала - самого важного актива любого государства. Те, кого сегодня еще только учат и воспитывают, завтра будут управлять страной. Получается, что задачи, стоящие перед образовательной системой, гораздо выше, чем мы привыкли считать: речь уже идет не о банальной подготовке безликих кадров, а о формировании личностей. Президент Международной академии бизнеса, отличник образования РК Асылбек Кожахметов уверен, что портрет общества пишет образовательная элита - от нее в наибольшей степени зависит, станет наша нация конкурентоспособной и сильной или канет в небытие. Наш разговор об этом.

Образование должно стать социально ответственным

- Асылбек Базарбаевич, вы дали понять, что главным тормозом развития системы образования стала сама образовательная элита. Может, вы рубите сплеча, и не все уж так запущено?

- Пытаясь совершенствовать отечественное образование в плане его маркетинговой целесообразности и экономической эффективности, мы упустили один момент - его нравственную наполняемость. В итоге родилось несколько поколений универсальных менеджеров, которые понимают выгодность того или иного проекта, разбираются в брендах и способны соответствовать корпоративной этике пригревших их компаний и корпораций, умеют хорошо исполнять поставленные перед ними задачи, но не умеют руководить - они изначально не лидеры, не генераторы идей, а ремесленники.

Повсеместно профессоры-корифеи на собственном примере обучают студентов внимать, не критикуя. Потому что критика предполагает альтернативные доводы и аргументы, ответственность и смелость в отстаивании собственного мнения, предполагает риск во имя идеи. Согласитесь, речь не о профессиональном подходе, скорее, о нравственном. Именно он движет развитием и науки, и образования, и общества в целом.

В 1957 году в период оттепели прозвучал известный афоризм Евгения Евтушенко:

"Ученый сверстник

Галилея

Был Галилея не глупее,

Он знал, что вертится Земля,

Но у него была семья".

Сказано более пятидесяти лет назад, но разве не по этому принципу "долгожительствует" сегодня казахстанская образовательная элита?

Конечно, есть и другие служители образования и науки, те, которые работают за нищенскую зарплату, но продолжают верить в "доброе и вечное". Я до сих пор оцениваю преподавателей по принципу, похож ли он на Александру Сергеевну - мою любимую учительницу или нет, то есть способен ли он вложить в студента душу… Такие люди есть, но они умирают, а те, кто приходит за ними, воспитываются в другой системе ценностей и не способны стать им полноценной заменой.

Ремесло без социальной ответственности, без гражданской позиции, без нравственности перестает приносить пользу и начинает работать во вред. А оно должно быть ярким, динамичным, неравнодушным - таким, например, как у академика Сахарова….

 

- Но все это риторика. Красивая, правильная, но риторика, к которой один прислушается, а другой наплюет. Как вы "вдолбите" каждому учителю и преподавателю, что такое, например, социальная ответственность в образовании?

- Единственный инструмент для этого - собственные инициативы, успешные примеры их реализации. Что такое социальная ответственность? То, что может делать каждый, - сегодня и сейчас. Например, помочь повысить уровень образования в сельских школах. В Казахстане около 200 вузов и примерно столько же районов. Организовать в высшем учебном заведении курсы повышения квалификации для учителей сельских школ одного района не очень сложно, МАБ этим уже занимается. Но если кроме нашей академии появятся еще вузы, решившие поддержать глубинку, поверьте, дело сдвинется с мертвой точки. Тем более что для университетов участие в такой программе с материальной точки зрения не накладно - максимум 15 тысяч долларов в год.

 

- Но все опять же упирается в деньги - в те 15 тысяч долларов для каждого вуза. Может, ну их, эти университеты! Точно с таким же эффектом можно привлечь средства бизнеса и не мучиться философским вопросом, кто мы - элита или нет?

- Не путайте благотворительность, покупку индульгенций и социальную ответственность. Это разные вещи. Если какой-то олигарх выделяет для школы 100 тыс. долларов, это хорошо. Но нужна не только безликая помощь, но и эмоциональное участие, неравнодушие, пример, как это ни странно звучит. Пусть этот успешный, образованный бизнесмен выделит всего 10 тысяч, но сам поедет в эту школу, вскопает вместе с детьми грядки, поговорит с ними, возьмет кого-то на обучение, в семью. Тогда от его помощи будет реальный толк. А перечисляя деньги в уплату за совершенные при штамповке миллионов грехи, он просто пытается купить индульгенцию. Но покупка индульгенций не должна быть нравственным примером.

 

- Хорошо, допустим ректоры, профессура, доктора, академики станут ходячими примерами социальной ответственности, станут теми нравственными примерами, которых вы так ожидаете. Ну а дальше-то что, как все это изменит систему образования? Может, они помогут парочке студентов из глубинки или из малообеспеченных семей, но вряд ли удастся помочь всем…

- Систему нельзя изменить, но ее можно заменить на другую, сформировав ее изнутри, а не насаживая, как это принято у нас, сверху. И для новой системы положительные примеры как раз очень важны, поскольку они - ее основа.

Одними из вкладов вузов в формирование современной системы образования являются стипендиальные программы. В МАБе и раньше существовали социальные стипендии, но теперь их будет больше: для детей из детдомов, для тех, кто пострадал в результате "шаныракских событий", отдельная стипендиальная программа для тех, кто приезжает поступать в вуз из сельской местности. Мы идем навстречу и тем, кто обладает знаниями, но не в состоянии полностью платить за обучение.

Согласен, не все проблемы разрешаются просто. Но вместе мы в состоянии обязать государство решать те проблемы, на которые сегодня оно закрывает глаза. Например, на вопрос равного доступа к получению образования. Именно социально ответственная образовательная элита должна донести до власти, что учащийся сельской школы изначально не может иметь того объема знаний, который имеет его сверстник, живущий в городе. Постоянная нехватка учителей в аулах объективно не позволяет ученикам из глубинки набирать высокие баллы при сдаче ЕНТ.

Задача элиты - добиться бесплатного обучения в вузах для детей из малоимущих семей, поскольку такие дети заведомо проигрывают детям из обеспеченных семей, которым доступны и дополнительные услуги репетиторов, и компьютер с Интернетом.

Внедрив в наше образование понятие социальной ответственности, мы перейдем к его новым, более совершенным моделям. К общественному контролю, самоуправлению, к выборности руководства школ и вузов. А прозрачность и демократизация процесса обучения - это первый и очень важный шаг к демократизации всего гражданского общества.


Учитель - главный носитель качества образования

- Позвольте опять влить ложку скепсиса в бочку будущей социальной ответственности образовательной элиты. Соглашусь с вами только в том, что инициативность и ответственность рано или поздно действительно проявятся. Но это будут единицы из числа тех, кто параллельно преследует иные цели, - заработать место в маслихате или продвинуться по карьерной лестнице. Остальным - рядовым преподавателям - абсолютно фиолетовы разговоры о социальной ответственности, о том, что они кому-то чего-то недодали. Им куда ближе то, что недодали им, чего их лишили…

- Вы напрасно принижаете значение здоровых амбиций в обществе. На них выстроена наша цивилизация, наше сегодня. Амбиции были, есть и будут двигателем прогресса.

Социальная апатия рядовых учителей и преподавателей объясняется их зависимым статусом. Это положение необходимо исправить одним из первых. Поскольку свободолюбивого и свободомыслящего человека не в состоянии воспитать тот, кто сам не чувствует себя свободным.

По большому счету, чтобы поднять статус учителя, преподавателя и вызвать их на ответную реакцию, нужно главное - пересмотреть их роль в образовании, изменить их место в системе управления образованием. Это как в бизнесе - главным носителем качества должен выступать учитель или профессор, действующий не по стандартам и штампам, а имеющий собственное видение и определенную свободу действий. Я планирую при МАБе создать исследовательский институт проблем развития образования. Одна из главных задач этого направления - посчитать, сколько мы тратим на преподавателей в динамике по университетам, чтобы говорить, сколько и почему мы им недодали.

И здесь следует помнить о социальной ответственности руководства вузов и школ по отношению к своим сотрудникам. Хотите - называйте это популизмом, ищите другие эпитеты, но когда я вернулся в академию, я сразу же заключил договора на медицинское страхование всех работников вуза, 200 человек теперь застрахованы. Да, это не решило всех проблем, но хотя бы начало положено.

Есть и другая реальная проблема, которую никто не видит, никто о ней не говорит, а она напрямую отражает отношение учебного заведения к учителю - у нас нет комнат для преподавателей. Кафедры есть, а комнат нет. Даже стола на каждого нет. Когда преподаватель приходит на работу, у него только одна мысль - как бы поскорее уйти.

Мы задались целью решить эту проблему. Скоро здание Академии будет надстроено, появится еще один этаж, а значит, мы сможем сделать первые шаги к тому, чтобы каждый преподаватель в будущем получил свой кабинет.

Кто-то может заметить, что такие расходы по карману только частным вузам. Это не совсем так. Наладить нормальный климат в коллективе под силу каждому. Понятно, что его никогда не будет, если рядовой учитель будет каждый месяц подсчитывать копейки, чтобы купить ребенку фрукты, а директор или завуч в это время будут проводить отпуск на Канарах.

Педагог должен чувствовать себя свободным не только в материальном, но и в моральном плане, в творчестве, в самовыражении - тогда он реально сможет обучить и воспитать других. Не могу не вспомнить Сергея Филина, преподавателя MBA МАБ, который решил оплатить обучение на МBА мужчине, имеющему на иждивении двоих детей… Когда-то и Сергей был таким. Он бедствовал, у него было двое детей, проблемы с работой, но он все равно пошел на курс. И это изменило его жизнь, он смог сделать скачок вперед. Теперь он захотел помочь человеку, который оказался в такой же ситуации, что и когда-то он сам.

 

- Хорошо, как вижу, у вас на все есть свой ответ. Но, как известно, один в поле не воин. Как заставить неповоротливую махину в лице системы образования стать более динамичной и готовой к изменениям?

- Поверьте, образование не работает в оторванной от государства среде, оно - часть выстроенной системы. И на него, в первую очередь, налагаются общественные недостатки, а потом уже недостатки самой системы образования. Поэтому я предлагаю создать стратегический совет по образованию, членами которого станут как министры, государственные органы, занимающиеся проблемами образования, так и представители гражданского общества, ректоры, профессора, учителя, эксперты. Этот совет должен детально изучить ситуацию с отечественным образованием и разработать качественно новую программу его развития, а это возможно только при наличии сильной гражданской позиции у каждого из членов этого совета.

Образование должно стать неотъемлемой частью государственной системы - хотя бы для того, чтобы успешно интегрироваться в международное образовательное пространство. Кстати, тема международного сотрудничества в обеспечении нового качества образовательных услуг будет рассматриваться на международной конференции "Международное партнерство как фактор повышения качества бизнес-образования". Это мероприятие по итогам 10-летнего сотрудничества МАБ и Высшей Школы Коммерции (HEC, Франция) мы проведем 8 июня в Алматы.

 

Алмагуль ОЛЖАС

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05