Наши книги

Аспандау рекомендует

КАЗАХСТАНСКИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ. Б.М.Искаков

В европейском образовательном пространстве квалификацией называется документ

Б.М.Искаков,

доктор физ.-мат. наук, профессор

Введение

В европейском образовательном пространстве квалификацией называется документ, выдаваемый обучающимся после успешного завершения ими образовательной программы определенного уровня. Таким образом, квалификация – это аттестат, свидетельство, сертификат, диплом или иной документ, удостоверяющий, что его обладатель освоил образовательную программу одного из уровней, описанных в национальных квалификационных рамках. Помимо соответствия уровней образования и квалификаций (документов об образовании) в национальных квалификационных рамках  устанавливаются и описываются соответствия уровней образования и результатов обучения, которые, в свою очередь, определяются на основе:

- знаний;

- умений и навыков;

- компетенций, включающих в себя личностные и профессиональные результаты.

Используемые в данной работе понятия имеют следующий смысл:

Обучение понимается как процесс постепенного освоения сложных и абстрактных областей знания по принципу нарастающей сложности (концепции, понятия, категории и модели поведения), а также умений и широких компетенций. Этот процесс охватывает как формальное, так и неформальное образование.

Результаты обучения – это набор знаний, умений, навыков и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Другими словами, это то, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Компетенции включают в себя:

1) когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;

2) функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

3) личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

4) этическую компетенцию, предполагающую  наличие определенных личностных и профессиональных ценностей. Таким образом, компетенция представляет собой интегрированное понятие и выражает способность человека самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний, умений и навыков.

Квалификация присваивается, как правило, организацией образования, которая определяет соответствие полученного результата обучения установленному стандарту знаний, умений и компетенций. Установление соответствия результатов обучения стандарту происходит посредством оценки успешности освоения программы обучения. Обучение и оценка для получения квалификации может осуществляться в рамках программы обучения и/или в процессе трудового опыта. Квалификация означает официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда (дает право на осуществление трудовой деятельности) и дальнейшего обучения.

Квалификационные рамки

В казахстанские квалификационные рамки, как было сказано выше, должны входить описания квалификационных уровней, связанных с результатами обучения. В таблице 1, в качестве проекта даны описания восьми квалификационных уровней, которые отражают реалии отечественного рынка труда  и соответствует уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан «Об образовании».

Таблица 1 – Описание квалификационных уровней, связанных с результатами обучения

Квалификационные уровни

Знания

Умения и навыки

Компетенции

1

2

3

4

1

Общие базовые знания

Основные умения и навыки, требуемые для выполнения простых задач

Работа или исследование под руководством

2

Основные фактические знания в области работы или исследования

Основные познавательные и практические умения и навыки, требуемые для выполнения обычных задач, опираясь на достоверную информацию и используя простые правила и инструменты

Работа или исследование под руководством с некоторой самостоятельностью

3

Знание фактов, принципов, процессов и общих понятий, в области работы или исследования

Диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для выполнения задач. Выбор и применение требуемых методов, инструментов, материалов и информации

Самостоятельность и ответственность за завершение задач в работе или исследовании. Адаптация собствен-ного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач

4

Фактические и теоретические знания в широких контекстах в пределах области работы или исследования

Диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для решения определенных проблем в области работы или исследования

Самостоятельность в пределах руководящих принципов контекста работы или исследования, которые обычно предсказуемы, но подвержены изменениям. Осуществление руководства при выполнении обычных задач другими с некоторой ответственностью за оценку и усовершенствование действий работы или исследования.

5*

Всестороннее, специализированное, фактическое и теоретическое знание в пределах области работы или исследования и понимание границ этого знания

Всесторонний диапазон познавательных и практических навыков и умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем

Управление осуществляемых действий и наблюдение в контексте работы или исследования, подверженных  непредсказуемым изменениям. Развитие собственных и руководимых работ.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

6

Продвинутые знания в области работы или исследования, основанные на критическом понимании теорий и принципов

Продвинутые навыки и умения, демонстрирующие мастерство и новшество, требуемые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области работы или исследования

Управление сложной технической или профессиональной деятельностью, или проектами с ответственностью за принятие решения в непредсказуемых контекстах работы или исследования.  Ответственность за руководство профессиональным развитием людей и групп.

7

Узкоспециализированные знания, часть из которых является центральной в области работы или исследования, служащие основанием для оригинального мышления и/или исследования; критиче-ское понимание проблем в области и в интерфейсе между различными областями знания

Специализированные и решающие проблему навыки и умения, требуемые в исследовании и/или новшестве, чтобы развить новое знание и процедуры и объединить знание из различных областей

Управление и преобразование контекстов работы или исследования, которые сложны, непредсказуемы и требуют новых стратегических подходов. Ответственность в помощи профессиональному знанию и практике и/или за разработку стратегической работы команды

8

Знания на переднем крае области работы или исследования и в интерфейсе между областями

Самые продвинутые и специализированные навыки и умения, включая синтез и оценку, требуемые для решения критических проблем в исследовании и/или новшестве и позволяющие пересматривать существующее знание или профессиональную практику

Демонстрация новаторства, самостоятельности, академической и профессиональной целостности, поддержанные обязательствами к развитию новых идей или процессов в центральных направлениях деятельности контекста работы или изучения, включая исследование

Квалификационные уровни, связанные с результатами обучения, нужно соотнести с уровнями образования, принятыми в Казахстане (таблица 2). В качестве примера можно использовать российские разработки [1].

Таблица 2 – Соотношение между квалификационными уровнями и уровнями образования

Квалификаци-онные уровни

Уровни образования

1

Краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте.

Начальное образование.

2

Основное среднее образование

Профессиональная подготовка

3

Среднее образование (общее среднее или  техническое и профессиональное образование)

4

Послесреднее образование

5

Незаконченное высшее образование (не менее 120 кредитов ECTS)*

6

Бакалавриат (240 кредитов ECTS)

7

Магистратура ( от 60 до 120 кредитов ECTS)

8

Докторантура (180 кредитов ECTS)

 

В таблице 3 показаны квалификации, выдаваемые в Казахстане по завершении определенного уровня образования и набора минимального объема кредитов ECTS, если обучение проводится с использованием кредитной технологии.

Таблица 3 – Соотношения между квалификационными уровнями, уровнями образования и квалификациями

Таблица 4 – Основные пути достижения квалификационных уровней

Квалификаци-онные уровни

Пути достижения данного квалификационного уровня

1

2

1

Практический опыт   и / или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии образования не ниже начального образования

2

Практический опыт   и / или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательного учреждения или корпоративное обучение) при наличии образования не ниже основного среднего образования

3

Практический опыт и / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение) при наличии образования не ниже среднего образования (общее среднее или  профессиональное и техническое образование)

4

Послесреднее образование, полученное на базе среднего образования  и практический опыт

5*

Незаконченное высшее образование (не менее двух лет обучения в бакалавриате или трех лет освоения программ специального высшего образования), полученное на базе среднего или послесреднего образования и  практический опыт

6

Высшее образование на базе среднего или послесреднего образования, полученное после завершения бакалавриата и присвоения академической степени бакалавра наук,  или при освоении программ специального высшего образования, практический опыт

7

Послевузовское образование на базе высшего образования, полученное после завершения магистратуры и присвоения академической степени магистра наук, практический опыт

8

Послевузовское образование на базе академической степени магистра наук, полученное после завершения докторантуры и присвоения ученой степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю

*- данный квалификационный уровень предлагается ввести с 2012 года.

Заключение

Обзор таблиц 1-4 показывает, что предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок позволяет гражданам страны  выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня.

Рассмотрим пример достижения квалификационного уровня 3. Из таблицы 1 видно, что должен знать и уметь претендент на получение данной квалификации, а также какими компетенциями он должен обладать. Необходимые знания, умения, навыки и компетенции в совокупности требуют того, чтобы претендент имел общее среднее образование, т.е. закончил 11-летнюю школу (таблица 2). Однако это необходимое, но не достаточное условие, так как у выпускников средних школ, как правило, нет практического опыта. Поэтому выпускникам средних школ для получения квалификации 3-го уровня потребуется профессиональная подготовка в виде курсов на базе какого-то образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение по месту работы (таблица 4). Но это не единственный путь к получению квалификации 3-го уровня. Претендент может закончить профессиональный лицей, профессионально-техническое училище или колледж и иметь техническое и профессиональное образование (ранее называвшееся начальным профессиональным образованием). В ходе получения такого образования обучающийся обязательно приобретает практический опыт, поэтому ему не требуется проходить дополнительно профессиональную подготовку.

Квалификации 5-го уровня являются распространенными во многих европейских странах, поэтому этот уровень желательно ввести в казахстанские квалификационные рамки. В Казахстане принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. В связи с подписанием Болонской Декларации возникает необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда Казахстана. В принципе, ничего сложного в этом деле нет. Просто требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации, например сертификат о незаконченном высшем образовании.  Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Люди, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше и еще сохраняется в настоящее время, когда им приходилось  и приходится довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки – это система, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом уровне образования результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, т.е. возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским квалификационным рамкам [2], принятым Европейским парламентом и Европейским Советом в 2008 году. Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Использованные источники

Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008, 14 с.

Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05