Наши книги

Аспандау рекомендует

Как сделать Казахстан сильным игроком на евразийском пространстве?

Мы перестали быть «молодой республикой» с развивающейся демократией

Казахстан с каждым годом усиливает свои позиции на мировой арене, переходя в другую, более серьезную «весовую категорию», чему отчасти способствовали активные интеграционные процессы на евразийском пространстве, в частности создание ЕАЭС. Мы перестали быть «молодой республикой» с развивающейся демократией и становящейся на ноги экономикой. Но вот вопрос: стали ли мы серьезным игроком, на равных с нашими партнерами участвующим в принятии решений?

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Независимо от того, станет наша страна сильным игроком на Евразийском пространстве или нет, ей в любом случае нужна деконцентрация собственности, чтобы задействовать все возможности рыночного товарооборота и запустить экономический рост. Всё же встало и в штопоре зависло. Некому торговать свободно, да и нет самой свободы в торговле. Никто никому и ничему больше не верит, а без веры в монополизированной экономике нет движения. Но демонополизация экономики невозможна без политической конкуренции, ибо наша монополизация имеет не естественный, а политический характер. Поэтому еще более важной является деконцентрация власти.

Для начала нужно сделать судебную власть, особенно Верховный суд, реально независимой от исполнительной власти. Предпринимательство бы от этого ожило. Хотя бы не боялось рейдерства с использованием адмресурса государства в судопроизводстве. К сожалению, придется вводить персональную юридическую ответственность судей, без срока давности, за заведомо неправосудные решения и прецедентную практику каждого их решения, чтобы эти решения всегда были на виду, во всеобщем пользовании. Также необходимо вводить институт присяжных заседателей, хотя бы на местах, если нельзя будет организовать честные выборы судей местным гражданским населением. Если правительство и якобы независимый от него Нацбанк будут подсудны гражданским и иным искам со стороны общества, то появится смысл судиться с ними. Только тогда они начнут хоть как-то отграничивать себя друг от друга и от главы государства. Это станет первым шагом к их прозрачности, эффективности и предсказуемости во благо экономики.

Только после этого можно будет переходить к независимому от исполнительной власти формированию и функционированию избирательных комиссий и честному подсчету голосов в ходе электорального процесса. А также к реальному отделению законодательной ветви власти от правительства, чтобы депутаты не принимали законы, необходимые лишь исполнительной власти, а творили бы выражение права, которое правительство исполняло бы на благо всего общества. После такого функционального разделения власти можно будет переходить к ее разделению по уровням законодательной и исполнительной ветвей, чтобы расшить все «узкие места» в государственном управлении, приблизить центры принятия решений к местам их применения.

Таким образом, если органы судопроизводства и законодательства будут формироваться самим гражданским обществом, а не правительством, то мы увидим реальную экономическую и политическую картину состояния государства, после чего можно будет разрабатывать, согласовывать и принимать адекватные этой картине программы развития общества.

Такие вот банальные вещи. Но их надо делать, причем быстро, поскольку времени осталось мало. Вряд ли когда-нибудь еще у нас будет такой президент, в то время как государственная власть предельно сконцентрирована и достанется тому, кто уже не будет столь легитимен. Необратимого коридора взаимного недоверия, репрессий и беспорядков тогда уже не избежать, и нам будет не до экономики.

 
Источник - camonitor.kz

Читайте также:

Аспандау в СМИ

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05