Эта книга – сборник очерков о выдающихся деятелях казахского народа, о тех, кто создавал нашу историю. Но прежде всего это книга о казахской традиционной культуре, о ее героическом и созидательном начале. Через очерки о ярких личностях разных эпох мы стремились раскрыть уникальный феномен казахской культуры, которую нельзя отнести ни к западным, ни к восточным. Культуры, формирующей особый тип героической, творческой, интеллектуальной, жизнестойкой, многогранной в проявлениях своего духа, открытой новому и в тоже время укорененной в традиции индивидуальности.


4 облака, Зира Наурзбаева
Жанр: История
Год: 2017, 2022 (переиздание)
Переплет: Твердый
Язык: Русский
«Четыре облака — это знак небесного благословения героя, который созидает и устраивает социум, защищает народ, жертвует собой ради него. Именно с этим образом связано название нашей книги».

О книге

Aspandau Publishing
Творчество Зиры Наурзбаевой не нуждается в особом представлении. Отечественные интеллектуалы, интересующиеся казахской культурой, мифологией, традициями, наверняка знакомы с ее оригинальными и интересными трудами в этой области.

Ее новая книга «Четыре облака» посвящена образам исторических героев казахского народа. Читатели смогут узнать для себя много нового о Кобланды-батыре и Бауыржане Момыш-улы, Кунанбае и Алихане Букейханове, Кет-Буге и Таттимбете, Ибрае Алтынсарине и Жумабеке Ташеневе.

Зира Наурзбаева условно делит персонажей своей работы на четыре категории: Доблесть, Мудрость, Вдохновение и Созидание. В историческом материале она в первую очередь извлекает информацию о традициях и обычаях, ценностях и идеалах, философии и психологии казахского общества. Известные, казалось бы, личности предстают на страницах книги в необычных образах, автор обращает свое внимание на грани характеров и талантов великих личностей, остававшихся нераскрытыми в исторической и биографической литературе.

В традиционной культуре казахского народа Личность всегда имела огромное значение. Выдающиеся правители, отважные воины, мудрые бии, незаурядные музыканты и певцы неизменно становились сакральными фигурами в народном представлении. Вопреки религиозным запретам казахи возводили над могилами таких людей величественные мавзолеи и справляли в память о них даже много лет спустя пышные асы. Их имена превращались в ураны, у них просили поддержки в сложные периоды жизни. И естественно, что при таком положении они становились образцами для подражания и идеалами поведения.

Об авторе

Культурология: канд. философских наук, тема диссертации «Мифоритуальные основания казахской культуры» (1995). С 2004 по 2006 год – главный редактор казахстанского культурологического альманах «Рух-Мирас» при Национальной библиотеке РК. Подготовила к печати три книги: «Вечное небо казахов», «Традиция и современность», детская повесть-фэнтези "В поисках Золотой Чаши. Приключения Бату и его друзей" (в соавторстве с Л.Калаус).

Журналист: имеет более 300 публикаций в республиканской прессе по проблемам культуры, религии, философии, идеологии.

Переводчик: 2006-2009 – перевод с казахского языка на русский 4-томника С. Кондыбая «Мифология предказахов» и его книги «Гиперборея: родословие эпохи сновидений» (издат. "СаГа", Алматы, 2008, 2011, общий объем более 160 п.л.).

Сценарист: сценарий мультфильма "Сотворенные из огня"по мотивам киноповести Т. Асемкулова «Смерть Кокбалака» (в соавторстве с Т. Мукановой, "Казахфильм", 2011. Реж. Адай Абельдинов). Сценарий мультипликационного сериала «Бату: в поисках Золотой чаши». Сценарий полнометражного художественного фильма "Соперница".
Цитаты из книги
«…если современный человек модель для подражания выбирает рассудочно, то в прежние времена этот выбор рассматривался как священное призвание — часто наследственное. Встав на Путь, человек проходил обряд Посвящения, и с этого момента вся его жизнь оценивалась с точки зрения соответствия высшему эталону. Своей жизнью человек реактуализировал идеальное событие, произошедшее в мифологическое время, в высшем мире, с участием божественных, сверхъестественных персонажей. Не только хан и батыр, но и бий, бай, кузнец, музыкант, табунщик, колодцекопатель и даже сапожник в казахском традиционном обществе имели собственный идеал, модель для подражания, воспроизведения».