Новости

Канат Нуров о факторах нациестроительства



Стенограмма


16 февраля 2022
Институт прикладных этнополитических исследований

Резюме стенограммы выступления К.И.Нурова на этнополитическом дискурсе «Основные аспекты нациестроительства в Казахстане».

Какие факторы нациестроительства я вижу в нашей национальной (этно) политике: 

Первый фактор - это историческая наука. Она нужна, чтобы казахская древняя мифология и современное мифотворчество научно подтверждались историческими фактами. Это очень важно, чтобы не вдариться в однобокий конструктивизм. Исторические факты должны не придумываться, а открываться, они должны интерпретироваться, они должны доводиться до общества. 

Второй фактор – национальная идея, которая есть не только этническая идентичность, но также и гражданская. Мы не можем обойтись без государства. А государство это, всё-таки, не этнический элемент, а публично-правовой, специально выделенный аппарат управления обществом. Каким бы ни было государство национальным, оно всё-равно является правовым институтом. В этом отношении на какое бы то ни было естественное этническое ядро всё равно будет опираться конструктивизм государства. 

Мы должны понимать, что культивировать, а что нет. Очень важной чертой казахского характера как составляющей национальной идеи является их личностная открытость. Это та всеобщая национальная черта казахов, под которую подписываются все национальности Казахстана. Почему? Потому что сегодня личность должна быть открыта к обмену информацией, общению и самосовершенствованию. Это всё может быть не только у казахов как  титульной национальности, но и у всех других казахстанских национальностей, которые хотели бы этому соответствовать. Это действительно тот элемент этнической культуры титульной национальности, который вполне подойдет как общегражданская национальная идея. 

Третий – это этнотерминология. Ауэзхан Кодар помог нам разобраться при переводе моей книги «Казакстан: национальная идея и традиции», что гражданская нация у нас должна переводиться как «ұлт». Это самый широкий, всеобщий аспект этно-позиционирования. Второй уровень «ел» - это этническая национальность. Действительно, нельзя путать «Ұлт» и «Ел». «Ұлт» - это гражданская нация, она на всех у нас одна, а «Ел» - это, всё-таки, этническая национальность, народность, племя. Третий уровень этно-позиционирования, если начинать сверху, то это «Ру» - этнополитическое родо-племенное объединение. И, наконец, последний, четвертый, уровень это «Тайпа» - кровнородственный род, клан. Очень многие языки не отражают сложную структуру этнопозиционирования. У казахов все уровни этно-позиционирования в языке отражены. У нас было чёткое понимание, что верховная власть есть надэтническая и это всегда было чётко отражено в нашей истории. 

Четвертый фактор – это язык. Не секрет, что на протяжении 30 лет независимости сколько бы миллиардов и лет мы не вкладывали в развитие государственного языка как языка межэтнического общения, пока не получается ничего. Потому что есть большая стандартная проблема: казахский язык как язык аграрного общества должно сначала модернизировать. В свое время все языки индустриальных наций прошли этот процесс, и мы должны - терминологическая унификация и стандартизация языка. Это означает, что каждое слово естественного языка, которое, как правило, многозначно, должно иметь хотя бы один уникальный специфический смысл и тем самым язык был бы стандартизирован. Тогда бы были бы точные значения как медицинского диагноза, так и судебного решения. Тогда бы письменный казахский (т.н. «литературный») язык не проигрывал бы русскому языку в делопроизводстве. А пока, даже когда 90% населения говорит на казахском, в реальности при выпуске закона или даче медицинского заключения – даже казахоговорящие на русском языке это хотят получить, для точности смыслов в тексте. 

И четвертый фактор – это межэтническое согласие. В этом отношении в Казахстане всё неплохо идет, но надо обратить внимание на такую проблему как различение между титульной национальностью и государство образующим этносом. Неправильно говорить, что только казахи - это государствообразующий этнос. Если исходить из той терминологии, которая введена выше, то казахи – это титульная национальность нашего национального государства. Все остальные национальности - хоть и не титульные, но тоже государство образующие. Мы не можем исключить их из состава гражданского сообщества. Их представители должны обладать ровно такими же человеческими и гражданскими правами, как и у представителей титульной национальности. 

Мы добились построения казахского национального государства, поэтому сейчас проблема притеснения культуры титульной национальности в целом сошла на нет. Нам нужно забыть про этнический национализм, для казахов он свою позитивную функцию уже выполнил, но теперь возник риск превращения его в шовинизм. Сейчас любой национализм будет играть против нашего национального единства - не титульные национальности тоже могут стать националистами, в таком случае. Мы, тем самым, подпитаем возникновение сепаратизма. Давайте подумаем о том, чтобы не было даже ощущения притеснения со стороны других, не титульных национальностей, потому что сейчас уже казахи везде стали большинством населения во всех регионах. 

Зачем нужна национальная идея, если есть правовые основы государства и общества? Может на текущем этапе не стоит эту тему развивать? Может остановиться на правовой культуре граждан, как думаете? 

Такой подход разбивается о реальность. К примеру, Турция, когда всех назвали турками, то очень многие курды с этим не согласились, хотя они с удовольствием были бы гражданами Турции. Конституция – это же не просто правовое явление, это политико-правовое. Мы не можем просто сказать, что в Казахстане не существует больше никаких национальностей, кроме титульной. Логически, казахстанец – это гражданин Казахстана; а на более низком уровне этно-позиционирования есть национальности разные. В этом отношении не надо бояться признания того, что казахи — это титульная национальность. Но если мы хотим в понятие казаха вложить только гражданский смысл, а не этнический, то тогда очень многие казахи возмутятся, так как вряд ли откажутся от этнического содержания термина «казах». 

Какая национальная идея актуальна для казахов на современном этапе?

Личностная открытость казахов – это действительно такая этническая черта характера, которая может быть действительно общегражданской чертой. Я считаю, она очень актуальна. Сейчас мы находимся в информационном обществе и оставаться в рамках индустриального и тем более аграрного общества никак нельзя.  У нас батыры – это венец казакования; қазақ означает отделившийся от рода от племени человек, это кочевник, кочующий аулом; наши рода и племена были этнополитическими, а не кровно-родственными. И в этом отношении я считаю, что личностная открытость, индивидуальность и самореализация – она очень сильна у казахов. Да, мы едины, да мы держимся за свой род, племя, государство, за свою нацию, но при этом заметьте, как мы довольно индивидуалистичны, каждый готов от имени всего государства говорить, каждый мнит себя ханом – это наша личностная открытость, мы готовы делится не только радостью, но и горем своим, мы хотим весь мир включить в свое мировосприятие. Это очень важная черта, которая очень важна для сегодняшнего простраивания не только этнической, но и общегражданской, национальной идентичности.

Канат Ильич, как вы думаете, понятие нациестроительства это искусственая подмена понятия национализма, которая вызвана определенными геополитическими аспектами?

Понятное дело, что эти вещи связаны между собой, но я так не думаю. Что такое национализм? На раннем этапе это очень позитивное стремление национальности стать нацией, обрести свое собственное государство; но потом уже, когда ты уже обрел свое собственное государство, продолжение национализма превращается в шовинизм. Что же касается нациестроительства, то здесь национализм как таковой, по крайней мере – этнический, со всеми своими хорошими и плохими явлениями имеет второстепенное значение; здесь главное – как ты выстраиваешь общегражданскую идентичность. 

Какова будет роль близкого к объективности определения понятия этноса и нация для национального государства. Если мы определили, то какова будет ее роль в построении национальной идентичности?

Нация – это высший, гражданский уровень этно-позиционирования. Этнос как таковой это просто культурно-бытовая общность. Она может быть и на гражданском уровне – это нация, и на чисто этническом уровне (национальность, народность, племя и т.д.). Если мы разберемся с этими понятиями и не будем путать гражданскую нацию с этнической национальностью, то все у нас будет хорошо в плане построения нации при помощи национальной идеи как основы гражданской идентичности.
Идею личностной открытости как истинно казахской идеи можно более простым словом выразить - қазақ. В самом этнониме скрывается эта идея личностной открытости. Заметьте, что мы, казахи особо гордимся уже только тем, что мы – казахи…☺ 

Имеются ли альтернативные пути формирования казахстанской нации не основанное на идее қазақ. Например, американцы строили свою нацию на идее свободы, либеральных ценностей и т.д. Кроме того, казахи на сегодняшний день — это не однородный этнос, существуют русскоязычные, городские, сельские. Если идея қазақ не объединила самих казахов, может ли эта идея распространятся среди других этносов?

Других путей нет. Не потому что я казах и не хочу по-другому чтобы было. В истории всеобщей нет такого, чтобы какое-либо государство было бы не национальным. Даже империи все равно в основе своей имели какое-то этническое ядро. Например, в основе римлян были даже не латиняне, а граждане города Рима. А если взять США, как бы они не прикрывали это все более общими идеями либеральных ценностей, в любом случае это англо-саксонское этническое ядро было. Т.е. нет такого государства как конкретно-исторического явления, которое не было бы связано в основе своей с титульной национальностью. По факту такое невозможно, но пафос вопроса мне понятен. Я согласен с тем, что какое бы этническое происхождение национальное государство не имело, оно является правовым институтом и должно обеспечивать гражданские права всем национальностям. Именно на этой основе надо создавать новую казахстанскую нацию, в основе которой лежит этническая культура казахов как титульной национальности. 

Источник: Iaer

Полное видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=GOImHQpXFr4&t=17s
Статьи