Прежде чем в очередном управленческом зуде реорганизовывать бизнес-процессы или, хуже того, - запускать трансформацию всего бизнеса, не мешает глубже изучить процесс и искусство управления, чтобы не нарубить дров.
Тогда встает вопрос: пойти проторенным путем «на MBA» или же выбрать что-то иное из управленческого образования? И вот тут-то и возникает проблема: в управленческом образовании нет больше популярных продуктов, кроме делового администрирования, если не считать ещё публичного. Но не мешало бы разобраться, что есть MBA и где, собственно, там управление, если мы все ратуем за «критическое мышление»?
Сегодня рыночная система имеет более внятные формы, алгоритмы и закреплена законодательно. Казалось бы – усвой правила и вперед. Но здесь мы натыкаемся на сюрприз: наука управления в целом (и менеджмент в частности) - это не прикладная экономическая наука. У управления везде, не только в бизнесе, свои законы и правила, но где узнать о них и как их освоить? И если управлением малого бизнеса можно овладеть методом проб и ошибок, то в крупном цена ошибок слишком велика. Поэтому владельцы корпораций требуют от своего менеджмента навыков управления широкого спектра: от разработки и внедрения продукта в производство до его маркетинга и продаж. Бизнес-школы на этот запрос предлагают во всём своём разнообразии только одну популярную программу по подготовке управленцев – МВА (master of business administration).В мире этой программой пользуются уже более полувека. За это время различные учебные заведения её модернизировали, соединяли с другими дисциплинами, адаптировали под местные условия до тех пор, пока в начале нового века нового тысячелетия из-за «мирового кризиса менеджмента» не наступил «глобальный финансовый кризис» и все лучшие умы человечества не заговорили о несостоятельности любых МВА-программ.