Новости

“Того изоляционизма, который настиг СССР, уже не будет никогда”

Канат Нуров, эксперт:
Возможное влияние на Казахстан принимаемых западных санкций против России прокомментировал по просьбе Панорамы Канат Нуров, президент НОФ “Аспандау”, эксперт Алматинской высшей школы управления.

- В какой степени объявленные санкции против России и общее ухудшение ситуации во взаимоотношениях с Западом может сказываться на Казахстане?

- Секторальные санкции могут не только косвенно задеть Казахстан в силу фактической привязки нашего тенге к рублю, но и прямо, в силу транспортировки нашей нефти через российские трубопроводы и российской нефти через наши трубопроводы. Особенно это опасно, если эти санкции пойдут по жесткому “иранскому” варианту. Я молчу о возможности “падения” цен на нефть, стоит США подружиться с Ираном - как мы все вместе с Россией попадаем впросак… Но думаю, до жесткого варианта санкций дело не дойдет. Пока все эти санкции не имели критического масштаба. Более того - ООН отдала России целую часть Тихого океана (Охотское море) в тот период, когда она присоединила к себе Крым. По уже осуществившейся для РФ экономической, ресурсной выгоде это на порядки превосходит вероятностные потери РФ от этих “странных” санкций. Эти санкции напоминают “странную войну” Запада с фашистской Германией в 1939 г., когда Англия и Франция хотели направить ее агрессию на сталинскую Россию. Война была объявлена без каких-либо военных действий, только для давления на Германию. Так и сегодня эти “странные санкции” нужны только для того, чтобы продемонстрировать Украине всемерную поддержку ее антироссийской направленности, чтобы она полностью стала враждебным России государством без боязни быть задавленной Россией. С этой точки зрения эта геополитическая цель экономических санкций уже достигнута. Если Россия воздержится от интервенции на Украину, то нападение Украины на Крым “не за горами”. В любом случае это будет уже открытая, горячая война на постсоветском пространстве. Эти санкции будут нужны уже только для сдерживания России от неадекватного применения военной силы, по примеру спасения Грузии от России после ее нападения на Южную Осетию. Такое ухудшение отношений России с Западом без реального применения существенных санкций вряд ли напрямую скажется экономически на Казахстане. Только косвенно, по мере зависимости нашей экономики от российской.

- Если возможно, удастся ли, по-вашему, сохранить в изменившихся условиях основной лейтмотив казахстанской внешней политики, связанный с многовекторностью?

- Боюсь, что с “многовекторностью” на текущий момент уже фактически покончено в геополитическом смысле. В геоэкономическом смысле мы еще “попырхаемся” в рамках геополитических возможностей, но не более того.

- Появление санкций стимулирует движение России в определенном смысле в сторону изоляционизма или антиглобализма в экономике. Наверняка состоится попытка создания национальной платежной системы, создается Банк развития БРИКС, учитывая членство Казахстана в ЕАЭС, могут ли затронуть все эти инициативы Казахстан?

- Полагаю, что того изоляционизма, который настиг СССР, уже не будет никогда. Коммунизма больше нет, а РФ полностью интегрировалась в мировой рынок в основном как “сырьевой придаток”. Мир не пойдет против России в таких условиях, тем более что она не требует “мировой коммунистической революции”. Антиглобализм РФ на текущий момент немыслим даже теоретически. Все попытки РФ задать тренд регионализации и национализации закончатся лишь большей экономической независимостью ее и ее партнеров по БРИКС и ЕАЭС от эмиссионной власти “печатного станка” ФРС США, но не изоляционизмом. Именно этого и не хотят допустить США, запуская войну на Украине и на иных постсоветских территориях. Доллар должен остаться глобальной резервной валютой, против чего весь мир, БРИКС и даже РФ и РК особо не возражают. Просто никто больше не хочет “однополярного мира”. Все хотят, чтобы глобальная валюта принадлежала не только США или была не только одна по крайней мере.

- Может ли ситуация санкций против России и ее конфликта с Западом стать катализатором каких-то внутриполитических изменений в стране?

- Конечно, может. Это уже происходит, наша зависимость от России увеличивается с каждым днем в силу прекращения геополитической многовекторности Казахстана. Но это имеет и положительные стороны. Россия не допустит гражданской войны за власть в Казахстане в случае нарушения ее преемственности.

- Если говорить о возможном чисто экономическом влиянии, что может преобладать: какие-то прямые следствия, связанные со снижением инвестиционной активности российских компаний и банков, напрямую затронутых санкциями, или косвенные факторы, связанные со снижением спроса на казахстанский экспорт и возможным дополнительным ослаблением российского рубля?

- Полагаю, что ВВП РФ снизится не более чем на 1%, соответственно, ВВП Казахстана может снизиться не менее чем на 2%. В остальном трудно что-либо сейчас точно предсказать… Да и эти прогнозы - больше гадание на кофейной гуще. Все будет зависеть от того, как будет развиваться украино-российский конфликт. А тут много чего может вылезти непредвиденного, вплоть до новой мировой…

- Есть ли возможность извлечь какой-то позитив из санкций, связанный с ролью как “инвестиционного моста” в условиях ограничений и привлечения каких-то инвесторов с внешних рынков, специализирующихся на постсоветском пространстве, на казахстанские рынки?

- Определенный позитив, конечно, может быть в том, что в условиях экономических санкций в отношении России мы, Казахстан, станем единственным логистическим агентом РФ, который не будет обременен санкциями США и Европы напрямую. Неплохо заработаем на этом, и Запад не будет против. Все, что будет нужно от нас - предоставить России за ее же счет в рамках Таможенного союза возможность покупать и продавать все через нас в ее международной торговле.
Статьи