Новости

Канат Нуров на TALAP.Talks "Каким может быть новый общественный договор для Казахстана?"



Стенограмма выступления депутата VII созыва Мажилиса Парламента РК, председателя Попечительского совета НОФ "Аспандау" Каната Нурова на TALAP.Talks "Каким может быть новый общественный договор для Казахстана?".


К.Нуров: Добрый день, уважаемые коллеги! Большое спасибо за приглашение на участие в таком замечательном круглом столе. В целом по теме, я считаю, у нас есть проблемы в понимании (общественного договора). По большому счету, общественный договор, как обязанность государства заботиться о населении, всегда априори существует даже в самых тоталитарных режимах. Когда мы говорим об общественном договоре, как о типе основания государства – когда государство создается на основе того, что люди собираются и предоставляют часть своих прав государству, как США образовывалось, например, и я не исключаю, что и в Казахстане, и в государстве Чингисхана были такие прототипы. В целом понимание общественного договора – это когда люди договариваются, что граждане предоставляют часть своих прав государству в обмен не на заботу (что для всех государств критично), а в целом на соблюдение прав, которые население оставило за собой. И, наконец, то, что все сейчас имеют в виду – что все люди должны договориться – это, мне кажется, из области фантастики. Чтобы кто-то сидел и договаривался - такого формально, официально не бывает. Это либо с молчаливого понимания того, что нужен общий правопорядок, который есть…


Р.Ошакбаев: Формируется ли запрос на изменение этого обмена ожиданиями? Меняются ли ожидания?


К.Нуров: Вы знаете, запрос конечно же есть, но я к тому, что основная проблема сейчас какая? Вот вы проблемы хорошо перечислили, но основной разрыв какой? То, что наше государство является социально ориентированным. Соответственно у нас и в бюджете очень большие текущие расходы связаны с этим. У нас, по сути дела, бюджетные инвестиции всего около 1 трлн, в то время как остальные 15 трлн – это все текущие расходы. Не самое лучшее соотношение между текущими расходами и инвестициями, да? Я к тому, что из этого очень тяжело будет вылезти. И пока мы будем ориентироваться на такие патерналистские тенденции в социальном обеспечении, я боюсь, эту проблему просто так не решить. К сожалению, мы исчерпали все остальные пути лево-центристского толка, когда мы уже должны дальше увеличивать социальное обеспечение и увеличивать налоги, и я боюсь, что увеличение налогов мало что даст, потому что мы пока не знаем, как на это будет реагировать экономика. Я тут согласен с Муратом (Темирхановым) – нам здесь надо много где работать. Потому что у нас, по большому счету, доля зарплаты в налогах невысокая и у нас заторможен немного товарооборот – отсюда и поступления по налогам не такие реактивные, не так отвечают плану. В этом отношении я скажу, что не плохо у нас все управляется, собирается. Другой вопрос – насколько у нас правильное соотношение бюджетного характера. Я считаю нам нужно что-то делать, иначе через 5-6 лет Нацфонд проедим, а социальная ориентация и социальное обеспечение у нас все больше увеличивается. Я в этом смысле считаю самое главное - зафиксировать тарифы естественных монополий, потому что они не в рыночной среде. При этом не просто так зафиксировать, а в обмен на то, что мы перестанем контролировать их рентабельность и пускай они используют свою рентабельность и для модернизации производства, и для бонусов - без проблем, лишь бы только им не повышали тарифы, потому что это чистой воды инфляция из-за роста издержек во всей экономике. Потому что неконкурентные тарифы повышаются и по всей экономике это движется. Ну и понятна проблема по эмиссии, которая совершается чисто для того чтобы денежный рынок контролировать через Нацбанк и прочее... Основная проблема простая – сегодня мы имеем инфляцию не только потому, что тарифы растут, но и потому что сегодня много эмиссий уже провели, и сегодня цены на всё растут через временной лаг как отражение всей той эмиссии, которая уже была. Соответственно, мой основной призыв такой, что какой бы запрос на социально ориентированное общество не был, нам нужно в целом принципы бюджетной политики менять. Я считаю, что все-таки на бОльшую долю к текущим расходам надо инвестиции бюджетные делать и уже из этого исходить. Я не знаю, как это сделать в ближайшее время, но я знаю, что проблема есть.


Выступление К.И.Нурова по ссылке: https://youtu.be/XJFccD5mXE8


Полное видео: 

https://www.facebook.com/100000534280007/videos/4688461444514952/

Статьи