Канат Нуров: Шала-казахи - остов казахстанской нации
«Межэтнические отношения в Казахстане должны быть построены на принципах толерантности, доверия, уважения и взаимообогащения. Исторические традиции и ценности человеческих отношений, жизненного пространства, взаимовлияние и проникновение культур позволили на обширной территории Казахстана сохранить уважительное и доверительное взаимопонимание между различными этническими группами», говорится в официальном докладе первой сессии Ассамблеи народов Казахстана. Президент общественного фонда «Аспандау» Канат Нуров полагает, что межнациональным проводником в Казахстане являются шала-казахи. А точнее, «остовом казахстанской нации, скрепляющей казахов с русскими, которые создают основное этническое взаимодействие в нашей республике». «Это хорошая черта шала-казахов, потому что они являются носителями, скрепляющимися остовом именно между казахами, как национальностью этнической и казахстанской нации в целом»,- подчеркнул эксперт на заседании аналитической группы «КИПР», посвященном обсуждению ситуации в межэтнической сфере.
Следует отметить, что шала-казахом принято считать человека, у которого один из родителей является представителем казахской национальности. Однако на сегодняшний момент шала-казахи - социальная категория с особой ментальностью. На просторах Интернета бытует мнение, что это - категория лиц, которая не владеет родным языком, не чтит культуру и традиции своего рода.
В целом, как отмечает аналитик, национальная идея всегда была важна для казахов. «Еще в 19 веке каждый аргын или найман знал, что он казах, независимо от того, какого он рода и племени»,- заметил Канат Нуров. По его словам, национальная идея является интегрирующим началом в этносе, оно основано на национальном свойстве народа и исторической миссии, которые, в свою очередь, образуют идентичность. По мнению аналитика, за последние 20 лет независимости достижением государства является формирование нового этноса на русскоязычной и общегражданской основах. По той причине, считает спикер, что русские казахстанцы отличаются от российских русских в плане уровня стереотипов восприятия и поведения. «Данный факт - очень важное завоевание, которое нам нельзя потерять»,- резюмировал собеседник. В конце своего выступления, Канат Нуров затронул острую для многих казахстанцев тему- ношение георгиевской ленточки. Для начала немного истории: георгиевская лента создавалась как часть наградного комплекта, состоящего из ордена Святого Георгия, Георгиевского креста или Георгиевской медали и ленты. Кроме того, она когда-то являлась частью некоторых воинских знаков отличия, которые присваивались воинским частям. Впервые она появилась в 1769 году, в советское время, а точнее 8 ноября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР она стала частью Ордена Славы трех степеней. Именно благодаря этому событию стало возможно использовать ее как знак уважения солдатам Великой Отечественной войны. Согласно сведениям «Википедии», существует точный перечень подвигов, за которые давались Ордена Славы. Среди прочих, в списке можно найти такие пункты, как «В минуту опасности спас знамя своей части от захвата противником», «Презирая опасность первым ворвался в ДЗОТ (ДОТ, окоп или блиндаж) противника, решительными действиями уничтожил его гарнизон», «Пренебрегая личной безопасностью, в бою захватил неприятельское знамя», «Рискуя жизнью, под огнем противника оказывал помощь раненым в течение ряда боев» и так далее. Конечно, герои, получившие Орден Славы, повышались по службе. По мнению Каната Нурова, георгиевская ленточка не является признаком русской идентичности, как сейчас принято считать. «На самом деле это была общая победа 9 мая, была такая общность - советcкий народ, она не стала советской нацией, потому что не было жесткого подхода уничтожения всех остальных национальностей. Мы- казахи, не назывались русскими, но мы принадлежали к Российской империи Советского союза, как это любят говорить националисты. Мы относились к советским людям. Нужно эту ленточку поддержать на 9 мая, чтобы не превратить 9 мая в русский праздник. Это общегражданский праздник, советский народ и народ Казахстана имеют между собой важную преемственность, за исключением отказа от коммунистической идеологии»,- заключил эксперт. Комментарии Каната Нурова: Если быть более точным, а не вырывать из контекста, то насколько я помню, имелось ввиду следующее: 1. Мониторинг меэжэтнических отношений подтверждает те очевидные вещи, про которые никто вслух не говорит, хоть и содержит в себе неясность вопросов в отношении термина "национальная идентичность": гражданская или этническая имеется ввиду. 2. Этнос, это не кровно-родственная, а культурно-бытовая общность. В этом смыле, общегражданская нация также может превращаться в этнос, иметь свои культурно-бытовые особенности миро-восприятия и социального поведения, как и этническая национальность. 3. За 20 лет независимости мы смогли создать новый этнос - "Народ Казакстана" (казакстанскую нацию) - на общегражданской и русскоязычной основе. Казакстанский русский отличает себя от российского русского, нам нельзя это терять. 4. Титульная национальность казахов является коренной основой для созидания национального государства общегражданского типа. 5. ШалаказАки в этом смысле - остов казакстанской нации, скрепляющий нагыз-казАков с русскими в Казакстане, от взаимодействия которых зависит независимость национального государства казАков. 6. Народ Казакстана как казакстанская нация - преемник Советского народа во всём, за исключением коммунистической идеологии, поэтому нельзя превращать общий праздник Великой победы над германским нацизмом в чисто русский праздник, запрещая георгиевские ленточки. Тем самым мы сами разделим русских и нагыз-казАков у нас Казакстане. 7. Национальная идея нагыз-казАков "Алаш" раньше крепко объединяла разнородные тюркские народности и вполне соответствует сегодня общегражданской национальной идее Казакстана, интегрирующей Народ Казакстана как казакстанскую нацию на велико-степной основе индивидуальной открытости личности к обществу, к строительству нового, информационного общества, открытого к научному поиску истины, чуждого к навязыванию её политической силой и волей. p.s И конечно же мне стыдно я шала-казах, не только позорно, но и бедно, - не знать родного языка. Я имел лишь ввиду, что шалаказахи связывают русских и казахов.