Talap Talks. Канат Нуров: 10 достижений и 10 вызовов за 30 лет независимости
Стенограмма программы Talap Talks «КАНАТ НУРОВ: 10 достижений и 10 вызовов за 30 лет независимости» от 18.11.21.
РАХИМ ОШАКБАЕВ: Добрый день. Я рад вас приветствовать на нашем ютуб-канале Talap Talks. Мы продолжаем серию эфиров в формате интервью, посвященных рефлексии по поводу того с какими достижениями, с какими вызовами отмечаем важную для нас дату 30 лет независимости нашей страны. Сегодня у нас в гостях Канат Нуров – депутат Мажилиса Парламента, также до этого, и сейчас, наверное, председатель Попечительского совета Научно-образовательного фонда «Аспандау». Для меня лично Канат Ильич это такой очень яркий, репрезентативный представитель традиционной алматинской интеллигенции, который волею судеб, неожиданно наверно для себя, Канат Ильич, через НСОД, через деятельность вы оказались в нашей столице Нур-Султане. Я с интересом наблюдаю за вашими постами в Фейсбуке, где вы рассказываете историю алматинского интеллигента, который был призван в законодательный орган служить стране. И так, Канат Ильич, мы понимаем, что безусловно, как и любая дата, любая цифра — это определенное упрощение, но тем не менее оно позволяет упорядочивать восприятие и это действительно же хороший повод для рефлексии – 30 лет независимости. Какие бы 10 важнейших достижений вы бы выявили для вас лично, ваш конкретно субъективный взгляд? КАНАТ НУРОВ: Я бы так сказал, что я не могу конкретно назвать все 10, но если размышлять я бы попытался…
РАХИМ ОШАКБАЕВ: И приоритезировать. КАНАТ НУРОВ: Да, и приоритезировать, то прежде всего я бы хотел отметить, что у нас на сегодняшний день казахское национальное государство состоялось. Это, я считаю, самое главное достижение 30 лет.
РАХИМ ОШАКБАЕВ: Именно казахское национальное, не казахстанское? КАНАТ НУРОВ: В данном случае речь идет о государстве казахов и оно является Казахстаном. Т.е. для меня это вещи просто с разных концов: Казахстан – это общегражданское понятие в данном случае.
РАХИМ ОШАКБАЕВ: А 6-7 миллионов, которые не являются этническими казахами казахстанцев? КАНАТ НУРОВ: Они являются казахстанцами. И в данном случае они живут в национальном государстве казахов. И поскольку оно национальное государство, они все являются гражданами и, естественно, они все казахстанцы. Но титульная национальность у этой гражданской общности казахи. Не нужно убегать от этого, я считаю, что вы знаете, меня трудно заподозрить в национализме каком-либо.
РАХИМ ОШАКБАЕВ: Неожиданно. Ну это вечный спор – все-таки гражданская у нас… КАНАТ НУРОВ: Т.е. в данном случае здесь не нужно этого боятся в том плане, что в основе даже импероподобных, как говорят, государств-империй все равно есть какое-то этническое ядро титульной национальности. Даже в США, казалось бы, нет американской национальности, но есть американская нация как гражданская общность. И тем не менее мы должны признать, что там все-таки есть англосаксонское этническое ядро культурное. И в данном случае то, что есть титульная национальность среди всех национальностей единой гражданской общности казахстанской нации “казахи” – это нормально.
РАХИМ ОШАКБАЕВ: Как в Америке англосаксы вы считаете? КАНАТ НУРОВ: Да, типа такого. Это нормально, что национальное государство казахов состоялось. Что я имею прежде всего? Это международно признанные границы. Т.е. демаркация, делимитация и все что с этим связано. Я считаю это не маловажно. Как оказалось, у такого большого государства как Украина оказались с этим проблемы. Хотя вроде бы и гарантии безопасности даны ему, все что там угодно, но в конечном итоге если ты не занимался этим вопросом, все упирается в технические эти детали. Я считаю, то, что мы международные границы все по всему периметру нашей страны обозначили – это очень важное достижение, это очень важная составляющая национального государства. Т.е. время и пространство. Время – уже прошло 30 лет. Пространство четко очерчено. И еще у нас, я бы добавил к этому критерию… Почему у меня получается не так много достижений, потому что я стараюсь, к примеру, эти две позиции – границы международные и национальная гражданская идентичность какая-то единая создалась – это можно рассматривать как отдельные достижения. Но все-таки я считаю это все критерии национального государства, что оно состоялось. За эти 30 лет у нас возникла национальная гражданская идентичность единая.