Наши книги

Аспандау рекомендует

Госпрограмма развития системы образования и науки на 2020-2025 годы



Госпрограмма развития системы образования и науки на 2020-2025 годы: незакрытые вопросы и открытые ответы по образованию. 
 
Модератор: Канат Нуров – президент НОФ «Аспандау», член НСОД 
 
Спикеры:
Асхат Аймагамбетов – Министр образования и науки РК
Асылбек Кожахметов – президент университета AlmaU, член НСОД, член Правления НОФ «Аспандау»
Ельдар Абдразаков – председатель совета директоров группы Сентрас
Эндрю Вахтель – ректор университета NARXOZ Архимед Искаков – директор «Школы Архимеда»   

Вступление в информационное общество третьего тысячелетия требует реальной модернизации содержания казахстанской системы образования с целью повышения качества образования. Но ряд серьезных проблем препятствуют переходу от устаревшего образования индустриального общества к современному образованию информационного общества.  
Одна из них - неэффективность административных методов и структур управления системой образования. Усиление конкурентоспособности организаций образования невозможно без внедрения должной академической автономии. Новая роль вузов в развитии человеческого капитала путем непрерывного образования («Life Long Learning») также невозможна без внедрения модели «предпринимательских» вузов с их научнотехнической миссией инновационного развития производственных мощностей регионов и страны в целом. Школы и вузы должны быть социальными лифтами для социальноуязвимых слоев (в первую очередь – на селе). 

Действующая в РК система образования и науки всё ещё вызывает вопросы, а непрекращающиеся в ней реформы никак не снижают степень недовольства граждан. Последние результаты казахстанских школьников по PISA в 2018 г. стали существенно хуже предыдущего 2015г. по всем показателям, а по естествознанию и читательской грамотности - даже ниже первых результатов 2009 года. Преодолеть текущее состояние призвана Государственная программа развития образования и науки до 2025 г., подготовленная МОН РК и утвержденная в декабре 2019 г. В частности, в ней освещены вопросы развития кадрового потенциала, инфраструктуры и цифровизации системы образования и науки, модернизации содержания образования и научно-исследовательской деятельности, а также трансформации системы управления и финансирования образования. 

При этом независимые эксперты утверждают, что необходимо перейти от фрагментарного подхода в реформах на системный. Например, простое увеличение  количества грантов так и не дало возможности привлечь сельскую молодежь к обучению в лучших вузах страны. Также, по-прежнему нерешенными остаются проблемы академической нечестности и коррупции в системе образования. 

Канат Нуров:
«Сегодня мы обсуждаем именно образование, как оно связано с наукой. Про развитие собственно науки будет отдельное заседание. Конечной целью любого общего (академического) образования является высшее образование: научно-педагогическое, научно-исследовательское и научно-техническое. Поэтому мы начинаем именно с него, а не со среднего. 

Вопросы спикерам: 1. Как обеспечить равный доступ к высшему образованию, учитывая показатели ЕНТ сельских школ, как сократить разрыв в качестве образования городских и сельских школ и как распределять государственные гранты на высшее образование, чтобы минимизировать «утечку мозгов» из страны?  2. Нужно ли регулировать деятельность вузов административными методами, если есть рыночные, разве мошенничество c «фабрикацией дипломов» нельзя преследовать в уголовном порядке? Какие критерии должны быть ключевыми при оценивании казахстанских вузов и насколько количественные показатели оценки вузов по Квалификационным требованиям отражают качество образования, например – количество студентов и зданий?  3. Согласно Государственной программе «будет проводиться регулярная оценка влияния результатов научных исследований на социально-экономическое развитие страны», но как это будет делаться и какие показатели эффекта от НИОКР будут использоваться?  4. Согласно Государственной программе «к 2022 году 100% будут обновлены программы подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом». Что включает в себя этот стандарт и что должен включать?  5. Достаточно ли повышения оплаты труда и повышения квалификации педагогов для повышения качества школьного образования? Если нет, то как повысить качество образования в Казахстане и модернизировать его содержание в нынешних условиях глобализации?»  
 
Эндрю Вахтель: 
«В Казахстане нет ресурсов давать хорошее бесплатное университетское образование всем желающим. Но все равно государство старается это делать. В результате - дает плохое образование 60000 студентам в год. И 25000 относительно хороших студентов, понимая, что в Казахстане нет хорошего образования, уезжают из страны. Нужна честная программа аккредитации вузов. Не надо закрывать вузы, которые не получают аккредитацию. Они не будут иметь право принимать грантников и скоро сами закроются. Очевидно, те количественные индикаторы, которые существуют сейчас не годятся. Слишком легко создать симулякр университета, что многие сейчас и делают. 

Какие вузы должны иметь право получить этих грантников? Есть несколько вариантов. Обязательно аккредитованные через процесс, которому доверяет МОН. При этом вуз должен доказать, что реально тратит те средства, которые получает от МОН, то есть бюджет вуза должен быть прозрачен. В будущем можно будет мерить результаты и связывать с ними выдачу грантов. Но для начала надо ясно определить критерии. Если сделать такую программу, проблема утечки мозгов на уровне бакалавра уменьшится, потому что мозги поймут, что им лучше остаться в Казахстане - получить хорошее бесплатное образование, чем уехать за границу. Может быть менее талантливые, которые не получат гранты все-таки уедут туда где бесплатно, но так как они менее талантливые, это не очень страшно. К тому же, можно запретить иностранным вузам, которые дают бесплатное образование, рекрутировать в школах Казахстана, если они не предлагают двудипломные программы с казахстанскими вузами.»  
 
Асылбек Кожахметов: 
«Мифы» о казахстанском образовании. Существует расхожее мнение, что в Казахстане слишком большое количество студентов. При этом у нас число студентов составляет 3% от общего количества населения, при этом в США – 6,3%, во Франции и Малайзии – 4%. Также часто можно услышать, что 124 вуза – это слишком много для нас. Это значит, что на 1 млн. казахстанцев приходится 7 вузов.  При этом в том же США на 1 млн. населения приходится 13, во Франции – 9, в Малайзии 16 вузов. Важно учесть, что отечественная система образования получает 3,3% от общего ВВП страны, сумма на обучение одного студента 8819$. С таким финансированием Казахстан занимает 39 место в рейтинге развития образования ПРООН. В США (8 место в рейтинге развития образования ПРООН) сумма госсредств на 1 студена равна 49 156$. В Малайзии - 13 224$, при этом их место в рейтинге -  80.   Необходимо предоставление грантов, прежде всего, абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью (а это будут абитуриенты преимущественно с сельской местности), при условии преодоления порогового балла ЕНТ – 50 баллов (на примере ведущих университетов Великобритании, включая Оксфорд и Кембридж). Как долгосрочный результат - устойчивость экономической, политической системы через 10 лет будет достигнута благодаря высоко образованной сельской молодежи, которая сможет внести бóльший вклад в развитие сельских территорий, АПК, предпринимательства, усилить интеллектуальный потенциал и предприимчивость нации.  Систему жилищной программы "7-20-25" (кредит по ставке не более 7% в год, первоначальный взнос - не более 20%, срок предоставления кредита - до 25 лет), направленной на обеспечение предоставления равного доступа к приобретению жилья для малоимущего населения, распространить для обеспечения равного доступа к высшему образованию. Предоставлять место в студенческих общежитиях только приезжим обучающимся из сельской местности, отдав им на руки, предусмотренные в рамках госгрантов денежные средства на обеспечение общежитием, чтобы они имели право на выбор арендного жилья в городе...» 

Фото-отчет на странице НОФ Аспандау в Facebook

Эксперты ТТА

Посмотреть на карте Алматы

Адрес: пр. Достык 136, 11 этаж

+7(727)327-10-05
+7(707)327-10-01