Новости

Сработает ли частный интерес в казахстанских школах?

Сработает ли частный интерес в казахстанских школах?

На какой-то сильный органический рост рассчитывать сложно

По оценкам членов Ассоциации частных образовательных учреждений, на негосударственные школы приходится менее 1% оказываемых образовательных услуг. Количество частных школ выросло за 2017−2018 годы на 12, причем 9 из них открылись в Алматы. Но на какой-то сильный органический рост рассчитывать сложно; председатель ассоциации Роза Садыкова оценивала на пресс-конференции в апреле его возможные масштабы в 2−4% в год. Существуют разные оценки относительно средней стоимости обучения одного школьника. Называются цифры в 900 тыс. и 1,1 млн тенге в год. Фактически частные школы выглядят достаточно обособленным анклавом в системе школьного образования, слабо влияющим на качество и стандарты обучения в массовом сегменте. В последние месяцы происходит попытка изменить этот инерционный сценарий путем внедрения подушевого финансирования, когда деньги следуют за каждым школьником не только в государственные, но и частные школы, которые присоединятся к программе. Таким образом, происходит стимулирование конкуренции за большее количество учеников и бюджетных денег не только среди бюджетных учреждений образования, но и среди бывших до сих пор в значительной степени обособленных «частников». Бюджетные стимулы для инициирования этого процесса выглядят достаточно скромно: средний размер подушевого норматива составит: для государственных школ свыше 224 тыс. тенге в год, для действующих частных школ — свыше 235 тыс. тенге, для вновь вводимых частных школ — 478, 09 тыс. тенге в год (эта сумма складывается в результате сложения норматива для действующих частных школ плюс расходов на амортизацию зданий в объеме 96 минимальных расчетных показателей). При этом допускается взимание родительской платы за услуги сверх подушевого норматива. Очевидно, что значительное количество частных школ не соблазнится появляющимися бюджетными стимулами, тем более что они традиционно стремятся избегать бюрократических процедур, неизбежно сопровождающих получение бюджетных денег. Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова, представлявшая проект подушевого финансирования в Алматы на площадке НЭП «Атамекен», отметила, что одной из целей предлагаемой реформы является намерение стимулировать развитие менее элитарного сегмента частных школ, которые были бы доступны большему количеству семей.

Как возникают реформы
Достаточно жесткое форсирование процесса, связанного с подушевым финансированием, — главным образом следствие острого дефицита ученических мест, который сложно ликвидировать с помощью традиционного бюджетного финансирования. В Алматы просто крайне трудно найти отвечающие всем нормативам земельные участки для строительства новых школ, и традиционный бюджетный путь означал бы серьезные затраты без каких-либо подвижек в качестве образования и большей ориентации на учеников. При этом предлагаемая либерализация выглядит беспрецедентно, вплоть до того, что школы смогут располагаться не в отдельно стоящих домах, а на первых и вторых этажах офисных зданий. Среди других снимаемых барьеров — отсутствие требования о наличии у школ собственных спортплощадок при задействовании скверов и спортивных объектов в микрорайонах, своих столовых и медицинских кабинетов. Эти услуги могут оказываться на условиях аутсорсинга. В Алматы, возможно, будет также применен подход, согласно которому альтернативой строительству новых может быть реконструкция и достраивание действующих школ. Причем несколько государственных школ могут объединяться и аккумулировать средства в рамках подушевого финансирования, чтобы по очереди достраивать у себя дополнительные этажи. Дефицит мест в школах составляет около 150 тыс. по стране, из которых более 15 тыс. приходится на Алматы. Таким образом, попытка осуществить позитивные структурные изменения путем запуска конкурентных механизмов традиционно происходит в силу дефицита ресурсов и больших сложностей, препятствующих преодолению ограничений привычными способами.
Как отмечает министерство образования, уже на сегодняшний день местные исполнительные органы имеют возможность размещать государственный образовательный заказ в частных школах за счет средств местного бюджета. В частности, в Астане — на 3721 место, в Алматинской области — на 262 места, в Мангистауской — на 860 мест, в Туркестанской области — на 360 мест и в Шымкенте — на 765 мест. Проведена оптимизация действующих строительных норм и правил, а также послабление квалификационных требований при лицензировании объекта образования. С 1 сентября этого года подушевое финансирование введено в Астане, в ближайшее время его механизмы будут предложены для Алматы, где находится почти половина частных школ, и в целом для частных школ по всей стране.

«Мы культурно и экономически еще не готовы к коммерциализации среднего образования»
Канат Нуров, президент НОФ «Аспандау», прокомментировавший по просьбе «Капитал.kz» подходы, связанные с подушевым финансированием, оказался скорее скептиком относительно того, идет ли речь о полноценной структурной реформе.
По его оценкам, вряд ли это можно назвать серьезным структурным изменением. Если речь идет о нормативном подушевом финансировании, то количество обучающихся так или иначе всегда учитывалось в финансировании средней школы. «Но если речь идет о запуске конкуренции за госзаказ в средних школах, то я бы здесь поостерегся. Есть много районов и населенных пунктов, где должна быть хотя бы одна школа для обучения по месту проживания и в которой был бы гарантирован минимальный уровень качества образования, даже в малокомплектных школах», — говорит Канат Нуров. Нормативно-подушевое финансирование — это всего лишь принцип управленческого учета эффективности школ, он не должен становиться механизмом коммерциализации среднего образования, мы к этому экономически и культурно еще не готовы, считает он.
Г-н Нуров также не уверен в перспективности стимулирования развития частных школ неэлитарного уровня по затратам. По его словам, желание министерства образования развивать частные школы среднего сегмента не совсем верно: «Почему родители идут на серьезные финансовые расходы и отдают детей в частные школы? Потому что качество образования в государственных школах оставляет желать лучшего. Нужно бороться не с последствиями, а с причиной. Минобразования в первую очередь должно работать над улучшением качества образования в государственных школах».
Проблема дефицита ученических мест и функционирования школ в две или даже две с половиной смены оценивается как достаточно острая. По оценкам эксперта, как стратегическую цель необходимо поставить переход по всему Казахстану к обучению в одну смену. Ни «в одной развитой стране мира нет двухсменки. Это наш национальный позор — неспособность государства обеспечить нашим детям обучение в одну смену», возмущается он. При этом Канат Нуров объясняет: «Наши действующие требования к строительству школ сформированы еще во времена СССР. В условиях рыночной экономики некоторые требования устарели, их надо пересматривать». При этом радикальное снижение требований к школьной инфраструктуре не вызывает особого энтузиазма: «у любой школы должна быть отдельная территория, собственная спортивная площадка (пусть и не такая большая, как это требуется сейчас) и столовая».
Принцип конкуренции также не оценивается как безусловное благо. «В среднем образовании не должно быть конкуренции. Государственные школы не должны конкурировать за деньги. Этот подход использовался в США и не привел к улучшению качества образования. Министерство образования должно обеспечивать достойный средний уровень образования, а отстающим школам надо просто помогать», — резюмирует спикер.
Одним из ключевых вопросов, связанных с успешностью предлагаемых нововведений, остается то, насколько велик реальный потенциал и силен менталитет частных школ, перед которыми встает альтернатива: идти на экспансию, при этом сохраняя собственные образовательные стандарты, или пытаться сохранить от размывания существующие индивидуальные ниши, в том числе повышая плату за обучение. Не выглядит также очевидным, что приток учеников будет происходить в действительно лучшие школы из бюджетного сектора и что конкуренция быстро сможет стать действительно содержательной и основываться, например, на результатах выпускников и объективно складывающихся долговременных репутациях школ.
Источник - kapital.kz


Aspandau в СМИ