Новости

Айгуль ТАСБОЛАТ: «Новое время требует новых подходов»

Чему учит школа? Устаревшие понятия прошлого века не вписываются в реалии сегодняшнего дня. Рассказать о новом проекте для учителей «Aspandau Teacher» мы попросили Айгуль Нурсаиновну ТАСБОЛАТ – независимого директора, члена Совета директоров АКБ «Tenge Bank» (дочерняя компания АО «Halyk Bank» в Узбекистане) и члена правления Научно-образовательного фонда «Аспандау».

- Айгуль Нурсаиновна, вы долгое время успешно работаете в финансовом секторе и являетесь признанным экспертом по вопросам корпоративного управления. Эта деятельность должна занимать много сил и времени. Как и почему получилось, что вы стали дополнительно заниматься вопросами образования?

– Все началось несколько лет назад с идеи и предложения читать курс лекций по корпоративному управлению в Академии высшей школы управления «Аспандау». К тому моменту, благодаря своему 25-летнему опыту работы, я уже практически отошла от операционки и полностью сконцентрировалась на работе в советах директоров компаний.

Я решила воспользоваться тем, что у меня освободилась часть времени, и принять участие в деятельности общественного Научно-образовательного фонда «Аспандау» в качестве члена правления, потому что хотелось более активно участвовать в процессах общественного развития. Первым делом мне пришлось изучить результаты исследований фонда в сфере политики развития системы образования информационного общества.
Эти идеи совпали с моими мыслями о значимости ценностей и установок в сознании людей для коллективного развития и эффективности общественных реформ. Основатель фонда Канат Ильич Нуров предложил развивать просветительское направление в школьном образовании, которым на тот момент никто не занимался. Нужны были идеи, новые формы, выстраивание отношений. Я согласилась и стала изучать этот вопрос. Так постепенно сформировалось ясное видение, куда следует двигаться, и возникла идея создания проекта «Aspandau Teacher» для поддержки и развития школьных учителей.
Следует заметить, что просвещение в понимании участников фонда «Аспандау» отличается от его традиционного восприятия. Мы говорим не о необходимости образования, как это делали такие великие просветители прошлого века, как Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и другие, поскольку эта ценность, к счастью, уже стала частью нашего общественного сознания. Мы говорим о просветительстве идей новой информационной эпохи, хотим помочь нашему обществу совершить в своем сознании переход от индустриальных стандартов к стандартам нового информационного цифрового общества, выйти на новый виток в образовании. В первую очередь, мы хотим поддержать учителей, которые сейчас стоят на пороге этой трансформации и которые испытывают из-за этого очень большие нагрузки.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проекте «Aspandau Teacher».


– Движение по работе с учителями было начато в октябре 2019 года. Первоначально планировалось проводить образовательные форумы и встречи с учителями. Но пока мы готовились, пришла пандемия и локдауны, а вместе с ними множество ограничений. Я подумала, что, возможно, это и к лучшему. Сама жизнь предлагала поменять формат проекта и инструменты взаимодействия. Так родилась идея создания мобильного приложения для учителей и Youtube-канала.
Цель проекта – помочь учителям перестроиться в соответствии с требованиями нынешнего времени. В последние годы появилось несколько тысяч мобильных приложений, которые дают учителям инструменты для их профессиональной деятельности. Отличие нашего приложения в том, что оно создается с акцентом не на работу учителей, а для самих учителей, для наполнения их новой информацией, месседжами от лидеров образовательной отрасли и общественного мнения, информацией о новых методиках, дающих инструментарии для преподавателей.
Уникальность проекта в том, что вся информация будет переработана и даваться в такой форме, которая удобна именно учителям, которая будет учитывать все сложности их профессии. В моем понимании работа с приложением должна быть максимально комфортной, легкой, интересной для учителей. Этот проект не предполагает выдвигать к своей целевой аудитории никаких требований. Учителя и без этого сейчас несут колоссальные нагрузки и находятся в трудных условиях. Но меняться при этом нужно, и буквально на ходу. Поэтому предлагается делать это в очень мягком, экологичном, поддерживающем формате, с учетом большой степени загруженности учителей, большой физической, умственной и психологической нагрузки, которая ложится каждый день на их плечи.

– И как это будет выглядеть?


– Все материалы для мобильного приложения будут готовиться в формате качественных точных summaries, в объеме текстов из 2-3 абзацев или 3-5-минутных видеороликов, с лаконичным понятным контентом. Учителя смогут получать информацию о новых учебных методиках, технических новинках для подготовки учебных материалов, месседжи от просветителей, в переработанном формате супер-лаконичного многообразного контента, доступного с мобильных устройств, с которым можно будет работать на переменах, в коротких перерывах между уроками и рабочими делами.

С помощью мобильного приложения «Aspandau Teacher» будут формироваться группы для бесплатных стажировок учителей в инновационных школах, как в других странах, так и в самом Казахстане. Проект будет предусматривать короткие удобные для учителей сроки стажировок, как правило, от 7 до 14 дней, и обязательно в свободное от работы время. Почему делается такой упор на стажировки? Мы верим, что лучше один раз что-то увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Живые примеры вдохновляют, дают большую мотивацию к развитию. Сами путешествия очень сильно расширяют рамки сознания, создают пространство для нового опыта, снимают накопившуюся от рутины нагрузку.
Мобильное приложение «Aspandau Teacher» позволит также давать учителям новую, полезную, разнообразную информацию о новых образовательных направлениях в форматах Infotainment и Edutainment, проводить микроопросы среди учителей, собирать информацию о самих учителях и их потребностях.

Через мобильные приложения учителя смогут получать информацию о технологиях и методиках постиндустриальной модели обучения. Одной из главных наших целей является также повышение статуса казахстанских учителей и создание новых ролевых моделей учителей информационного общества.

– Идея хорошая, но кем будут финансироваться такие стажировки?


– Все это предполагается делать исключительно за счет благотворительных взносов от прогрессивных, социально ответственных представителей нашего общества, от крупных компаний, придерживающихся стандартов устойчивого развития ESG, от благотворительных фондов. Для учителей все это должно быть абсолютно бесплатным. Этот проект должен стать как дань признания обществом важности труда учителей, их значимости в развитии и воспитании детей. Это как инвестиции общества в будущее.  
Хотелось бы выразить огромную благодарность Жанар Ганиевне Калиевой, которая стала, по сути, нашим попечителем и сделала первый благотворительный взнос, позволивший нам начать работу по этому проекту. Очень много для проекта делает Айгуль Акешаевна Джайлаубекова, и я ей за это очень признательна. Вот так, сама собой сложилась наша группа. Мы надеемся, что круг попечителей будет расширяться и найдется много единомышленников, партнеров, которые увидят ситуацию так, как видим ее мы, проникнутся духом этого проекта, его идеями.

– Школьное образование давно нуждается в реформах и преобразованиях, потому как прежний подход к обучению уже не работает. С учетом современных технологий, любой урок можно сделать интереснее, а для этого требуются специально оборудованные классы, интерактивные доски и все то, что сделает учебный процесс увлекательным и интересным, а главное – продуктивным. Безусловно, все это требует вложений, но когда же, наконец, произойдут долгожданные преобразования?


– Безусловно, эти проблемы существуют. Я очень много слышала об этом от самих учителей и родителей, с которыми общалась в процессе разработки проекта «Aspandau Teacher». Об этом постоянно пишут и говорят профессионалы образовательной сферы. Частные школы решают эти задачи с помощью собственных ресурсов. Остальное, наверное, является сферой профильного министерства и государственных органов.

Кроме того, на мой взгляд, существенный вклад в ускорение решения таких проблем могли бы внести социально ответственные корпорации, придерживающиеся стандартов устойчивого развития. Я думаю, нам всем нужно осознать, что границы, разделявшие разные социальные группы, различные процессы, отдельные сферы в обществе, постепенно стираются. Мы видим то, что все мы связаны друг с другом и что многие частные проблемы становятся общими. Общественное благополучие становится основой индивидуального благополучия, и наоборот.

– Многие практикующие педагоги жалуются на перегруженность школьной программы. Что вы думаете об этом?


– Да, я тоже слышала это много раз. Я думаю, что это связано как раз со сложностью того переходного периода, который мы переживаем. Мы наблюдаем последние десятилетия взрывной рост научных открытий, создания новейших цифровых технологий. Объем информации растет с невероятной скоростью. Наши школьные программы, основанные на индустриальных стандартах, стремятся угнаться за этими изменениями, включая в себя все больше и больше информации.

Школы в странах, перешедших на новые стандарты, подходят к формированию своих обучающих программ совершенно по-другому. И хотя я не работала в сфере в образования, несмотря на то, что мое первое высшее образование педагогическое, но даже на мой дилетантский взгляд, очевидно, что индустриальная школьная система все равно в какой-то момент выдохнется в этой гонке по охвату новой информации в программах обучения.

И тогда придет понимание, что нужно менять концепцию обучения. Если информация стала легкодоступной, значит, мы должны сконцентрироваться на том, чтобы научиться работать с информацией. И самое главное, мы должны сфокусироваться на ценностях, которые формируются у детей. Сейчас важно, как никогда, не то, получит ли человек всю информацию, все знания, а то, как он будет использовать получение знания, во вред или во благо себе и обществу. 

– Тема школьных учебников муссируется не первый год, а сдвигов нет. Практикующие педагоги жалуются на плохо составленные учебники, на постоянные опечатки, на несоответствие возрастным категориям, с нарушением логической последовательности, как с этим быть? Слов много, недовольств много, а с мертвой точки ничего не сдвигается.


– Я думаю, эта проблема очень тесно связана с предыдущей. Скорость изменений постоянно повышается. Стремясь соответствовать этому стремительному процессу, составители учебников получают все меньше времени на подготовку учебного материала. Это неизбежно сказывается на качестве. Думаю, что нам нужно готовиться к переходу на обучение на электронных носителях.

Во-первых, сбудется мечта всех учеников не носить с собой на занятия стопку тяжелых книг. Кстати, я тоже мечтала об этом, будучи школьницей, хотя в те далекие годы не могла даже предполагать о создании планшетов или ноутбуков. Во-вторых, в электронных учебниках намного легче исправлять любые ошибки и опечатки. Это уже не напечатанный в типографии миллионный тираж, где исправление ошибок связано с колоссальными материальными затратами. Разумеется, этот переход должен быть продуманным и тщательно подготовленным. 

– Дети зачастую не хотят ходить в школу, их ли в этом вина?


– Не думаю. Я вообще не увязывала бы этот вопрос с таким понятием, как вина. Это происходит, на мой взгляд, в тех случаях, когда ребенку в школе плохо или просто неинтересно. Школьная программа, основанная на индустриальном подходе, построена на унифицированном едином подходе. В индустриальном обществе это работало очень успешно. Информационное общество формирует запрос на разнообразие с учетом индивидуальных особенностей.

Например, если ребенок изучает школьный предмет с увязкой к его увлечениям спортом, музыкой или даже компьютерными играми, то у него возникает сильный неподдельный интерес к обучению и использованию полученных знаний. Найти эти новые формы, конечно же, задача учителя. Но мы должны понимать, что требовать от всех учителей быстрой молниеносной перестройки мы не можем. Это очень сложно с человеческой точки зрения. Именно для этого мы создаем наш проект «Aspandau Teacher», чтобы помочь казахстанским учителям пройти эту трансформацию.

– Профессии будущего! Вузы иногда готовят специалистов, не пригодных для современного рынка. В стремительный век новых технологий каков, на ваш взгляд, топ востребованных профессий современного времени?


– Два года назад мне посчастливилось быть на одной встрече, где выступал известный филантроп и предприниматель, один из основателей Московской школы управления «Сколково» Рубен Карленович Варданян. Мне запомнились его слова о том, что в ближайшем десятилетии на первый план выходит профессия учителя-ментора, который способен передать ученикам не только знания, но и общечеловеческие ценности. Учитель, способный стать примером, ролевой моделью. Эти слова очень откликнулись у меня. Возможно, это и стало толчком к созданию проекта «Aspandau Teacher».

Все более востребованными в последнее время становятся люди, которые владеют навыком адаптировать информацию из разных отраслей и сфер и на стыке различных научных дисциплин создавать новые креативные идеи и решения. Я думаю, что все самые востребованные профессии будущего будут формироваться вокруг этой группы специалистов.

Источник: https://dknews.kz/ru/kommentarii-dk/206098-alma-obaeva-v-kazahstane-pervymi-sdelali-to-chego 


Айгуль Бейсенова

Aspandau в СМИ