Новости

Канат Нуров: Мы будем жить в новой политической реальности



Стенограмма


Резюме интервью Каната Нурова на телеканале КТК

О Второй Республике и уходе Президента РК из правящей партии.

- Нас ждет новая Конституция и в связи с этим это будет Вторая Республика. Модель государственной власти и управления будет изменена. И поскольку меняется 30 статей Конституции, не считая конституционных и иных законов, мы будем жить в совершенно новой политической реальности. 
Надо честно признать, пост-назарбаевский период начался с этого предпраздничного выступления президента. Чем велико это послание о политической модернизации нашей страны, это тем, что президент по сути дела сам пошел на самый важный процесс – деконцентрации власти, в т.ч. президентской. Он открывает совершенно новые ценности для власти и народа. Человек, оказывается, может пойти против своих собственных интересов, против своего собственного Я, только потому что это важно для страны. И мы, как партия, поддерживающая президента, должны не меньше измениться. 
Мы должны отказаться от какой-либо партийной монополии, которой формально нет. Посмотрите, все важнейшие инициативы идут от парламентской оппозиции. Если бы не они, «Аманат» бы поворачивался намного медленнее. Кроме того, Вы знаете, как много людей заявили о создании собственных партий, причем сильно известных в обществе - это и Булат Абилов, и Мухтар Тайжан, и Санжар Бокаев. Я думаю, многие начали видеть, что это реальная возможность. Тем не менее, очень многие поправки против концентрации властных полномочий правительства идут, в том числе и от правящей партии «Аманат». 
Я представлял интересы нового президента, нового веяния, нового режима, новой власти в правящей партии. В правящей партии есть много течений, каких-то подфракций, направлений. А сейчас я должен найти своё новое место в Аманате без президента, чтобы реализовать свои депутатские полномочия во благо тех законодательных инициатив, которые президент озвучил.

Азат Перуашев высказал в интервью, что Нур-Отан никогда не был партией, а был лишь бюрократическим госаппаратом?

- Если уж брать в целом ту политическую ситуацию до начала транзита власти, до нового действующего на сегодняшний день президента, то по большому счёту обвинить в этом можно было все партии, а не только правящую партию «Аманат», они все были организационно связаны с Парламентом и теми выборами так, что наверняка, они были как-то согласованы. 
Да, «Аманат» в прошлом это была партия власти, а не правящая партия, но когда Елбасы покинул пост главы государства и перешел только на пост партийный, тогда уже началось превращение партии власти в правящую партию. 
Сейчас мы видим рождение глобального информационного общества по всему миру и личностная открытость — это то, что позволяет нам сегодня просто быть включенными в общий поток информации, не стать аутсайдерами. 
Совсем недавно, на заседании фракции высказал своё, отличное от мейнстрима, мнение и представляете, мне дали сказать, мы обсуждали. Более того, на пленарке мы раньше не могли задать несогласованный, и уж тем более не заявленный вопрос, но совсем недавно на пленарке два дня назад я задал генеральному прокурору вопрос. Изменения на глазах происходят в дискуссиях внутри фракции, внутри Парламента и всё благодаря тому, что есть новое веяние, есть новое требование времени и оно худо-бедно исполняется. Не так хорошо получается, со скрипом иногда, но давайте обсуждать это! Я лично обсуждаю это открыто, надеюсь, что мне за это ничего не будет.

Какие пункты послания президента Токаева особенно могут снизить градус тревожности в обществе?

- Напряженность в целом была снята этим выступлением. После этого выступления понятно, что не будет второй волны протестов, потому что реально те политические требования народа, которые зрели и бурлили, они все были решены. По большому счету, все хотели понять, кто виновник, кто зачинщик январских событий. Сегодня, не взирая на лица, за любые правонарушения, преступления задерживают всех. Я конечно сторонник соблюдения законности, но я хотел бы, чтобы несмотря на революционную необходимость, все-таки соблюдалось право, закон, я считаю, что он должен соблюдаться. В самом выступлении президента говорилось ещё о том, что волновало всех – это выборы акимов. Второй важный момент — это то, что даже Мажилис будет представлен в том числе и по одномандатным округам.

Будут ли продолжаться эти разоблачения и аресты?

- Я считаю, что задержания с арестом, будут связаны только с вопиющими, доказуемыми юридически преступлениями и естественно, они будут связаны, прежде всего, с январскими событиями. Чем дальше будет раскручиваться следствие, тем яснее будет картина того заговора и с ней будет уже полностью картина того, что будет дальше в этом направлении.

Почему сейчас важны именно политические реформы, а не экономические?

- Это самый важный вопрос на сегодняшний день есть. Чем действительно наш президент нас в очередной раз удивил - это то, что несмотря на этот геополитический шторм, на эту внутреннюю политическую нестабильность, на напряжение, он всё-таки идет дальше по пути модернизации политической жизни, которую изначально задумал. Концентрация собственности в экономике зависит от концентрации власти в политике. Т.е. должна быть политическая конкуренция, люди должны иметь право выступать в борьбе открытой за управление страной, реализовывать свои политические амбиции, это разумно, и благодаря этому, будет правильная экономическая политика, и будет тогда выстроена нормальная экономика. 
Все ожидали роспуска. Тому, что не распустили Парламент я был очень рад, это было правильно: кто будет реализовывать все эти законодательные инициативы? Сейчас возникла окно возможностей, которые надо делать.
А если посмотреть на картину мира в целом, мы находимся в совершенно идеальном шторме, не только геополитическом, а в целом и геоэкономическом. Если завтра Россия встанет через два месяца без всех этих составляющих производственных со всего мира, глобальной цепочки поставок, то и мы завтра встанем. А мы обсуждаем всякие там мелочи: переименования какие-то там политические... Я понимаю, всё это надо делать, но давайте как можно меньше отвлекаться на частности, сейчас лишний раз напрягать общество лишними внеочередными выборами, не хотелось бы.

Каких реформ не случилось перед январем?

- Заметьте, что последние 10 лет прошлой эпохи они же были скорее негативными, чем позитивными для развития страны, т.е. произошла не деконцентрация собственности и власти, а наоборот – их концентрация. Если мы сейчас не деконцентрируем власть, не демонополизируем экономику, нам точно будет тяжело, потому что сейчас только частная инициатива, частное предпринимательство свободное и креативное, способна удовлетворить все потребности населения в условиях тех санкций, которые сегодня накладываются на Россию и в условиях той войны, что идет между Россией и Украиной.

Каким курсом власть должна двигаться так, чтобы все эти события и этот экономический кризис в России, который начнется, не отразился очень сильно на нас?

- Прежде всего нужно решить проблему с единообразием решений в судебной практике. Если мы эту проблему решим, то и уровень коррупции резко понизится. А если уровень коррупции понизится, то свободное частное предпринимательство сможет автоматом, спонтанно удовлетворять те потребности, которые будут возникать. Мы сейчас должны абсолютно освободиться от излишнего государственного регулирования. Суды должны хотя бы единообразно все судить, чтобы люди могли защищать себя сами от коррупции, от произвола административного, от рейдерства. Тогда предприниматели будут двигаться, все вопросы они сами будут закрывать. 
Помимо этого, нам действительно нужны новые кадры везде – в Правительстве, в квазигоссекторе; и привлекать надо тех людей, которые сейчас зарабатывают немало и им не нужны лишние проблемы. Ну надо как-то их призывать, говорить «ребята, ну поработайте на страну год другой без тех бонусов и зарплат, которые вы имеете сейчас в частном секторе и за рубежом». 
Вторая позиция: это надо решить проблему с так называемым NEET [Not in Education, Employment or Training]. Большинство арестованных были не образованные, не занятые, безработные молодые люди. Нам нужно обращать внимание, как правильно президент сказал, на техническое образование, но не столько на высшее, которое является академическим, сколько на профессиональное, средне-специальное образование.
По сути дела, что такое правовое государство и демократическое? Это когда правительство ограничено гражданским обществом со стороны законодательной власти (представительной власти депутатов) и со стороны судебной власти (тоже представителями гражданского общества, которые избираются Высшим судебным советом и теперь все эти заседания по выбору судей будут прозрачными; и председатель Судебного совета будет назначаться только с одобрения Сената президентом).

О позиции Казахстана в российско-украинской войне?

- Мы за территориальную целостность любой страны, включая Украину. Безопасность не должна осуществляться одной страной за счет другой страны. Также мы за международное право. Если и мы как последнее окошко для России будем занимать оголтелую пророссийскую позицию, Запад может просто и его закрыть. Это не нужно ни Западу, ни России, ни Казахстану... Какой-то ход на задний двор должен быть во всем этом конфликте, который угрожает глобальной стабильности.
С другой стороны, если мы будем выступать абсолютно против кого-то, в том числе России, то это также чревато непредсказуемыми последствиями. Не забывайте (я не говорю про геополитическую безопасность, что Россия гарант нашей безопасности, мы в ОДКБ состоим), – транзит нефти у нас идет везде через Россию. Представьте себе - вы просто останетесь без транзита нефти.

О первоочередных задачах Парламента после послания президента?

- Все первоочередные, но понятное дело, что бросается в глаза запрет для родственников президента занимать какие-либо политические должности и даже должности в квазигоссекторе.
Мой прогноз, что до конца года мы все эти изменения проведем. Раньше не получится при всем моем желании реализовать инициативы президента. Закон есть закон, есть процедуры, будем рассматривать изменения Конституции – это не легко, это не просто. И рождение Второй Республики не будет легким. Оно будет в муках рождаться тех дискуссий, которые будут представлены в Парламенте.

Можем ли мы вообще ожидать в ближайшем будущем, что Парламент собственно будет утверждать бюджет или формировать Правительство?
- То, что усилится влияние Парламента — это однозначно, это основной тренд, который президент заявил. Я просто со своей стороны хотел повторить, что действительно на текущий момент при существующих условиях Парламент – это единственное что есть у гражданского общества в плане влияния на Правительство, воздействия на него. Но что делает гражданское общество? Посмотрите. Оно третирует, терроризирует, как говорится хейтит депутатов. Они не понимают что ли, что на самом деле депутаты – это не Правительство? Управляет государством Правительство, а не Парламент. А мы что? Мы своих посланников, своих представителей именно их мочим и отталкиваем в сторону Правительства. А их работа сложна. Чтобы в законопроекте поучаствовать квалифицированно, ты должен огромное количество литературы обработать, источников проработать, со всеми людьми согласоваться, тогда ты будешь действительно компетентно участвовать в законопроекте. Мы депутаты – представительная власть. Мы представляем гражданское общество в контроле над управлением, которое осуществляет Правительство. И если вы нас не будете поддерживать в этом вопросе, то естественно, Правительство будет нам намного ближе, чем те, кого мы представляем. 
Давайте вместе с гражданами, гражданским обществом это делать, а не постоянно разбираться между собой, чтобы Правительство делало все что хотело. Вот сейчас будет общественный контроль у нас введен. Я считаю, это очень важный момент. Потому что в принципе мы депутаты и есть общественный контроль. Но если будет гражданское общество помимо парламентского контроля осуществлять свой собственный контроль, непосредственно взаимодействовать с уполномоченными органами, а не через Парламент, где это необходимо, то я думаю всем будет намного легче.
На самом деле любой вопрос – очень сложный. К примеру, закон о банкротстве почему он все никак не зайдет в Парламент? Очень сложный вопрос – с одной стороны мы должны освободить людей от того ярма долгового, который на них навесило розничное кредитование; а с другой стороны, если мы так сделаем, то розничный кредит просто пропадет, просто не будет такого кредитования. Если все будут знать, что можно взять кредит и не отдать, тогда просто такого кредита не будет для большинства населения. Т.е. здесь надо четко понимать, что очень много проблем. Так что все намного сложнее; я прошу не судить сгоряча и не третировать депутатов. 
 
Что должно произойти чтобы мы поменяли отношение к государству...?

- Вот здесь уже не обойтись без идеологии. По сути дела, у нас нет на сегодняшний день идеологии. Я понимаю, что мы не должны впадать в догматизм. Страшна не идеология, страшен догматизм и монополия на идеологию. Важно чтобы хоть какая-то идеология была – пускай она будет от гражданского общества, от государства – ясно выстроенное видение, образ будущего Казахстана, на каких принципах он должен строится и как это связано с нашими всеобщими ценностями.
 
Что делать гражданскому обществу, когда какие-то государственные институты не работают?

- Заявлять свою позицию, выражать ее и через Парламент, через суды добиваться справедливости. Естественно помимо этого сейчас мы хотим предоставить законопроект по общественному контролю. Помимо Парламента и судов гражданское общество само может осуществлять свой общественный контроль. 

Чем новый Казахстан будет отличаться от старого?

- Жана Казакстан – это новая личность, это новые законы, это новая атмосфера в обществе. Я считаю Новый Казахстан – это деконцентрация власти, деконцентрация собственности и, по сути дела, формирование новой культуры гражданского общества. Я за то, чтобы гражданское общество в своем высшем развитии формировало органы государственной власти.

Полное видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Iq0ytXbO9x8
Aspandau в СМИ