Школьное образование на примере кулинарных курсов: первую неделю изучаем кастрюли, вторую – сковородки, третью - плиты, и так до бесконечности вместо того, чтобы сразу начать учиться готовить.
Недавно принимал участие в Международной конференции по новым образовательным технологиям EDcrunch в Москве. Форум собрался представительный, конференция проходила в МИСиСе при поддержке Министерства образования и науки РФ. Приятно удивил солидный состав зарубежных спикеров – с докладом выступал основатель Википедии Джимми Уэйлс, в конференции принимали участие директора по обучению Apple, Google, Массачусетского Технологического Университета и ведущих образовательных онлайн-платформ.
Общее впечатление от форума – наш проект Aspandau school движется в правильном направлении. Основные идеи, прозвучавшие на форуме, полностью совпадают с нашим видением того, каким должно быть современное образование. Особо хочется отметить тот факт, что на форуме с регулярной периодичностью различными спикерами подчеркивался успех финской модели среднего образования. Феномену финской средней школы были посвящены две панельные секции. С отдельным докладом на конференции выступила Марьи Киллонен, глава департамента образования города Хельсинки.
Из новых образовательных трендов порадовало официальное признание онлайн-курсов ведущими мировыми университетами и работодателями. В конференции принимал участие Анант Агарвал, президент образовательной онлайн-платформы edX. Он рассказал о преимуществах программыMicroMasters. Это дистанционные курсы по инжинирингу, бизнесу и менеджменту. Обучение полностью бесплатное. По окончанию курсов слушателям предлагается сдать экзамен на платной основе. Стоимость – $1 тыс. Сдавшим экзамены университеты, признающие MicroMasters, засчитывают до половины программы магистратуры! С учетом средней стоимости магистратуры$50 тыс. обучение по этой программе позволяет экономить для студентов $24 тыс.! Программу признают такие ведущие транснациональные корпорации как IBM, Wal-Mart, Volvo.
Из идей, какими должны быть образовательные институты будущего, понравилась аналогияУильяма Ранкина, директора по обучению Apple. Чтобы ясно представить несуразность традиционной системы образования, он использовал образ кулинарных курсов «Как научиться готовить?» Традиционный процесс обучения выглядит следующим образом. Первую неделю обучения студенту (ученику) рассказывают все о кастрюлях, вторую неделю – о сковородках, третью неделю - о плитах и т.д. до бесконечности. Подводит ли такая форма обучения к главной цели – научиться готовить? Нет! Для того чтобы научиться готовить, надо просто начать готовить! Согласно Уильяму Ранкину, университет будущего должен в первую очередь предоставлять студентам инфраструктуру, в нашем примере кухню с полным набором инструментов и продуктов, а также с рецептурным справочником и опытным консультантом, под наблюдением которого студент с первого дня обучения начнет готовить.
И в завершение немного о грустном. Для себя отметил, что в России, несмотря на большое количество новых идей и ярких новаторов, инерция старой модели продолжает тяжелым катком утрамбовывать образовательную почву. Этот вывод я сделал для себя, посетив пленарную секцию, посвященную реализации федеральной программы строительства школ.
«Новые школы» в России - это те же самые «советские типовые школы» с большими классами, партами в ряд и учителем в центре учебного процесса. Ни один из новых трендов в образовании (обучение в малых группах, большое количество предметов по выбору, ученик в центре образовательного процесса) такая типовая школа не подразумевает. Идея стандартизации в российском среднем образовании по-прежнему остается главной.
По этому поводу хотелось бы процитировать Паси Сальберга, одного из самых ярких идеологов финского среднего образования: «Худший враг любознательности – стандартизация».