Озвученные министерством шаги не являются каким-то собственным казахстанским изобретением, большая часть из них ложится в общую канву идей Глобального движения за реформирование образования (Global Education Reform movement – GERM). Это движение возникло в восьмидесятых годах прошлого столетия в англоязычных странах и поддерживается рядом международных агентств по развитию. Эксперты выделяют пять ключевых элементов GERM:
- стандартизация работы учителей и учеников;
- упор на грамотность и математику;
- единые детализированные учебные программы (куррикулумы);
- управление школами в стиле работы коммерческих предприятий;
- организация контроля над школами посредством регулярного тестирования и предоставления отчетности.
Новый министр образования Казахстана Ерлан Сагадиев пришел из сферы бизнеса, поэтому неудивительно, что он с энтузиазмом воспринял идеи GERM. Действительно, основа успешно действующего предприятия – жесткое соблюдение технологических стандартов, производственного и финансового плана вкупе с организационными мерами для подразделений их не выполняющих. Отсюда и естественное желание выстроить подобную систему в сфере образования - всеохватывающий контроль (ежемесячное тестирование) с последующими административными решениями (снимать директоров отстающих школ).
Плохая новость в том, что активное внедрение принципов GERM не дало каких-либо значимых результатов и подвергается сейчас жесткой обоснованной критике. В мировой табели о рангах системыгосударственного среднего образования США и Великобритании, основных идеологов GERM, остаются посредственными ничем не выдающимися середнячками.
В нашем фонде «Аспандау» мы визуализируем главную проблему GERM посредством образов «школы-фабрики» и «школы-лаборатории». По сути своей GERM является производной стремительно уходящей «индустриальной эпохи». Школа, выстроенная по принципам GERM, это «школа-фабрика». Наступившая цифровая эра полностью меняет требования к среднему образованию. Новая школа, необходимая современному обществу - это «школа-лаборатория».
Основная цель нашего проекта Aspandau School - распространение в Казахстане опыта финской системы среднего образования и международной программы International Baccalaureate, достигших лучших результатов в создании новых «школ-лабораторий».
Вот как International Baccalaureate формулирует, чем новая «школа-лаборатория» отличается от традиционной «школы-фабрики».
«Школа-фабрика» это: запоминание, единая учебная программа, изолированные предметы, IQ-тесты, назидательность, нахождение учителя в центре внимания, упор на развитие интеллекта, компьютерные тесты.
«Школа-лаборатория» это: критический анализ, предметы по выбору, междисциплинарный подход, оценивание навыков, творчество, нахождение ребенка в центре внимания, всестороннее развитие ребенка, оценка экспертами по критериям.
Глядя на это сравнение, становится понятным, почему планы по внедрению ежемесячного тестирования не являются удачной идеей. Очевидно, что такое частое и масштабное по охвату тестирование возможно только на базе компьютерного тестирования. Также очевидно, что компьютерное тестирование поощряет простое запоминание и полностью игнорирует критический анализ и творчество.
Необходима ли нам такая школа с ежемесячным компьютерным тестированием? Школа, где наши дети двенадцать лет будут заняты зубрежкой и находиться под стрессом ежемесячного публичного оценивания со всеми вытекающими оргвыводами для учителей и директоров школ? Несложно представить, как страх потерять работу повлияет на их отношение к школьникам и учебному процессу.
Ежемесячное компьютерное тестирование – это прямой путь к «потогонной» модели обучения. Давайте зададимся вопросом – нужны ли нам, при всей их успешности, корейские или сингапурские модели, где большинство школьников лишены счастливого детства ради поступления в престижные университеты?
Альтернатива этому существует. На страновом уровне она реализована в Финляндии. Финские школьники демонстрируют один из самых высоких уровней знаний в мире, при этом сдают обязательные тесты только один раз по окончанию школы. Это вовсе не означает, что в Финляндии нет регулярной системы обратной связи между школами и Министерством образования этой страны. Просто оценивание достижений учащихся происходит на базе ограниченных репрезентативных выборок без каких-либо последующих организационных мер в отношении школ. Не находясь под угрозой административного воздействия, финские учителя не стремятся всеми силами улучшить результаты тестов. В итоге, министерство имеет реальную картину и принимает меры системного характера, направленные на улучшение качества преподавания в целом.
Паси Сальберг, один из главных и последовательных критиков GERM, в своей книге «Финские уроки» детально анализирует несостоятельность данной концепции и делает два очень важных вывода:
- существующий опыт англо-американских стран показывает, что стандартизация, тестирование и жесткий административный прессинг не приводят к тому, что учителя начинают учить лучше;
- единственный способ повысить уровень преподавания в школах – планомерное и целенаправленное повышение качества профессиональной подготовки, социального и материального статуса школьного учителя.
Правоту выводов Паси Сальберга косвенно подтверждает широко известное утверждение об ограниченности жестких стимулирующих мер в интеллектуальных и творческих профессиях: «Не стреляйте в пианиста! Он играет как умеет!».