Новости

Шала-казахи - мост между национальностями Казахстана

Шала-казахи на текущий момент - это социальная необходимость и естественный мост между всеми национальностями Казахстана.
"Я считаю себя "чистым" казахом. Моя мать называет себя адайкой, а отец - дулатом из рода жаныс. Но, в то же время, я городской казах ("шала-казак"). Шала-казахом быть нелегко. Как наиболее многочисленная, в продвинутой части казахов, группа людей, с одной стороны, испытываешь дискомфорт от того, что не знаешь так казахский, как русский, а с другой - чувствуешь ответственность за общегражданское национальное государство казахов и за связь в нём между русскими и казахами. Моё отчество Ильич, потому что моего отца в честь Ильи Муромца назвала Ильёй одна русская женщина, которая вскормила его своим молоком, чтобы не умер, как остальные его браться и сестры. Я не стесняюсь своего отчества, а горжусь, как и тем, что я казах", - говорит Нуров.Об этом в интервью ИА Zakon.kz заявил историк-публицист, президент научно-образовательного фонда "Аспандау", Канат Нуров.

По его словам, "шала-казахи на текущий момент - это социальная необходимость и естественный мост между всеми национальностями Казахстана".

Он также считает, что национальная идея кочующих казахов в 19 веке не сильно отличается от урбанизированных казахстанцев 21 века.
"Как осознавали все рода и племена кочевых казахов себя казахами, так и осознают себя по-прежнему казахами все урбанизированные казахи, независимо от вероисповедания и рода-племени. Образ жизни, конечно, изменился кардинально. Мы перестали кочевать, нарушили тем самым завет Чингисхана не оседать. "Чистый кочевник" это, кстати, одно из значений термина казак, помимо основного значения "свободная личность, вольный человек". В этом исконном смысле даже казахоязычные казахи являются шала-казахами, т.е. не чистыми кочевниками", - считает он.

"Сегодня казахи отличаются, прежде всего, осёдлостью, при этом урбанизированной. После 70 лет советской власти наши традиционные стереотипы степной свободы были, конечно, деформированы, возник государственный патернализм и социальное иждивенчество. Тем не менее, мы все до сих пор гордимся тем, что называем себя казахами, считаем себя прямыми наследниками Золотой Орды, и верим в то, что мы единая нация, идущая корнями ещё от общественного договора трёх сотен (жузов) тюркских казАков с Алашханом. Золотой Орды давно уж нет, а "Уш Жуз" Алашхана это хоть и этнообразующий, архетипический, но, всё-таки исторический миф", - подчеркивает Канат Нуров.

В научно-техническом прогрессе это нам не поможет напрямую, считает он, но, тем не менее, историческая память о них играет важную роль в национальном сознании казахов.