Новости

Экспертное обсуждение АГ КИПР

«Формирование этнической, религиозной и гражданской идентичности казахстанской молодежи»
Канат НУРОВ, президент Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Исследование, конечно, не вызывает сомнений в плане методологии и квалификации, но содержание его удручает. Еще в 1995 году я в своей книге по национальной идее писал, что правовая и экономическая модернизация Казахстана будет легка с точки зрения того, что степные этнокультурные традиции – казахская свобода, индивидуальная (личностная) открытость – имеют большой потенциал интеграции в рынок, вливанию в глобализацию, от которой никуда не денешься. Казалось, это вопрос времени, когда казахская национальность станет казахстанской нацией, а сегодня мы видим, что наши чувствования обобщены в конкретном исследовании, в котором мы видим, что этот шанс мы, если и не до конца упустили, то в основном моменте подходим к точке невозврата, когда этно-религиозная идентификация будет побеждать гражданскую правовую идентификацию. 
Это очень прискорбно, потому что еще вчера такое казалось невозможным. Сегодня мы видим, что исламизм начинает доминировать больше, чем собственно исламизация. Возможно, будут еще исследования, где будут проблематизироваться какие-то части представленных сегодня результатов, но тенденция налицо, и она правдива.
Касательно того, что делать. Есть объективные и субъективные причины. Объективные – это социально-экономические обстоятельства, которые нельзя не учитывать. Субъективная причина – отсутствие светской идеологии и светской морали. Коммунизма нет, атеизма как основы светской морали – тоже. Все выбирают духовность, а она у нас оказывается религиозной. Не имею в виду только ислам, это могут быть и другие религии, но конкретно нас касается ислам. 
Я считаю, что воспитательная функция в образовании должна состоять в формировании объективной системы ценностей (которая не менее духовна, чем в религиозных учениях), общегражданской национальной идее, а также свободного правосознания – это те три кита, которые должны лежать в основе светской идеологии и морали. Если их не будет, то по духовности мы всегда будем проигрывать религиозным морально-нравственным учениям. Думаю, надо зафиксировать, что пока у нас не будет идеологии на уровне государства, связанной со светской объективной системой ценностей, где есть диалектическая и логическая субординация ценностей в понятную иерархию, которая может противостоять всеобщности онтологических постулатов религии, мы не сможем переломить эту тенденцию прихода этно-религиозной молодежи во власть.
Источник: http://agkipr.kz/
Статьи