Новости

Если б я был премьер…

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»: «Прежде всего, немедленно повысил бы зарплату учителям»

- Если бы я получил такой карт-бланш, то я бы инициировал следующие изменения:
1. Немедленно повысил бы зарплату учителям, причем безо всяких дополнительных условий вроде повышения квалификации, освоения новых программ, категорий и т.д., чтобы не оставлять за бортом добрую половину педагогов (если не больше). Главная проблема заключается в том, что умные и талантливые молодые люди не идут работать в школы, поскольку зарплата начинающего педагога, не имеющего стажа, а значит, и категории, мизерна. Критически необходимо поднять зарплату поголовно всем учителям, сделав ее, как минимум, выше средней по стране. Промедление смерти подобно, так как уходят последние учителя советской закалки. То же самое касается преподавателей вузов. В последние лет десять их зарплаты вообще не повышались – при том, что плата за обучение выросла существенно. Необходимо разобраться со всем этим в целом и на системной основе.
2. Другой важный момент - инфраструктура. Реализуемых в данной сфере проектов явно недостаточно. Из президентской программы «Нурлыжол» вследствие недостатка средств исключена трасса Кызылорда - Жезказган. Между тем, это был очень перспективный вариант создания еще одного транспортного коридора по направлению юг-север с последующим выходом на Костанай. Также проект имел большое значение для развития Жезказгана, где истощаются природные месторождения. Кроме того, строительство дорог обеспечивает рабочими местами самые уязвимые категории населения, способствует развитию туризма, усиливает межрегиональные связи и т.д. Важно, чтобы областные центры всех граничащих областей были связаны между собой качественными автомобильными трассами.
3. Немаловажный вопрос – сокращение количества министерств во избежание дублирования и с целью минимизировать бардак в системе государственного управления на республиканском уровне. Например, Минэкономики можно включить в Минфин, чтобы бюджетирование госрасходов было в одних руках, а Генпрокуратуру - в Минюст, чтобы надзор за соблюдением законности, в том числе за правоприменением и правоохранением, тоже был в одних руках. При этом Минюст надо ориентировать на обеспечение реальной независимости судебной власти от акиматов и правительства, а Минфин – на координацию бюджетно-фискальной политики с кредитно-денежной политикой Нацбанка.
4. На региональном уровне я бы подчинил территориальные подразделения всех министерств местным органам управления, с одной стороны, а с другой - установил бы жесткую подотчетность акиматов перед министерствами в части, касающейся планирования и контроля за исполнением функциональных политик правительства на местах.
5. После этого я бы приступил к экономической и политической либерализации. Оставил бы госсобственность только в инфраструктурных стратегических отраслях, куда частный капитал не хочет или не может идти, ввёл бы выборное местное самоуправление на городском и районном уровнях, а также транспарентные выборы,расширил бы права политических партий и СМИ. Кроме того, перераспределил бы бюджетные средства с акцентом на местный уровень - где собираются налоги, тамих желательно и тратить. Естественно, с учетом потребностей центра, но все же упор - на местные бюджеты. Отдельно бы пересмотрел земельные наделы «латифундистов» и организовал бы комплексную системную поддержку сельскохозяйственных производственных кооперативов.
6. А еще я ввел бы практику досрочного прекращения действия целевых госпрограмм в случае отсутствия значимого эффекта. Их результаты необходимо аудировать с привлечением независимых международных агентств. После чего подумал бы об увеличении целевого финансирования НИОКР по приоритетным направлениям.
7. Также я бы официально внедрил для чиновничьего аппарата министерств и акиматов (прежде всего, для корпуса А) бонусную систему вознаграждений, привязав ее к финансовым показателям отраслей, курируемых каждым министерством, и территорий, управляемым каждым акиматом. Нельзя мотивировать людей по каким-либо ключевым показателям результативности (KPI), оторванным от аудированных и интегративных финансовых показателей. Также нельзя ограничивать бонусы абсолютными размерами, их надо оговаривать в трудовых контрактах заранее в относительной пропорции к приросту финансовых показателей за конкретный период. Это касается не только госсектора, но и псевдо-госсектора и частных компаний. В «Казахтелекоме» такой опыт лет 10 назад себя вполне оправдал, каким бы печальным ни был его политический конец.

источник: https://camonitor.kz
Aspandau в СМИ