Новости

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА КАК ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Грисюк С.В.

В структуре общества на макроуровне образование и наука выступают в качестве чрезвычайно важных элементов, обеспечивающих процесс целостного воспроизводства социальной системы. Тем не менее, до сего дня не выработано строго научных дефиниций, определяющих содержание, место и роль этих элементов ни в онтологическом, ни в гносеологическом аспектах. Об этом неоспоримо свидетельствуют результаты исследования посвящённой данной теме литературы на русском, английском, испанском, немецком, французском языках.
Семантический анализ обнаруживает наличие систематического смещения, смешения и прямой подмены смыслов, используемых в целях описания научно-образовательных процессов понятий, таких как «образование», «наука», их «системный статус», «свойства», «функции», «цели» и др. При этом их содержание необоснованно сужается, а сфера распространения ограничивается обыденным (ненаучным) пониманием.
Не вдаваясь в подробности, лишь в качестве примера можно сказать, что существует больше ста определений «образования» и «науки». Т.е. налицо инфляция смыслов этих понятий. Их использование в научных исследованиях и практике социального управления становится, по сути дела, невозможным и бесполезным.
В контексте сказанного необходимо:
1) определить сущность образования и науки как реальных социальных феноменов, а также их статус в структуре социальной системы;
2) выявить наиболее важные цели образования и науки;
3) описать выполняемые ими функции;
4) раскрыть содержание научно-образовательных процессов;
5) охарактеризовать сущность и специфику образования и науки как объектов социального управления.
Решение поставленных задач позволит более чётко определить образование и науку в онтологическом и гносеологическом аспектах, заложив таким образом логико-семантическую основу их изучения. Следующим шагом станет разработка концепции организации образования и науки, а также производной от неё доктрины, обеспечивающей гарантированное, систематическое достижение социально значимых целей.
ОБРАЗОВАНИЕ
Как показывают результаты разнообразных социальных исследований (психологических, социологических, педагогических и т.п.), генезис личности представляет собой перманентный процесс, протекающий в человеке от его рождения до смерти. При этом социальная среда вообще и социальные коммуникации, в частности, оказывают решающее влияние на данный процесс, определяя его сущность, специфику и направленность.
Научно документированные факты воспитания детёнышей homo sapiens животными (обезьянами, волками и др.) однозначно свидетельствуют, что любые попытки последующей их реабилитации в человеческом обществе оказываются безрезультатными. На этом основании был сделан вывод о том, что морфогенез личности как процесс становится возможным исключительно в социальном контексте. Личность как система, со всеми присущими ей разнообразными свойствами, формируется (образовывается) в процессе непрерывного взаимодействия с обществом.
Образование, таким образом, можно определить как процесс взаимодействия личности и общества, содержанием которого является передача информации с целью повышения уровня организованности и творческого потенциала личности.
Процесс накопления информации и, как следствие, повышения уровня организованности личности содержательно выражается в усвоении теоретических и практических знаний, формировании способностей, умений, навыков и т.п. Это, собственно, и определяет её потенциал как творческого субъекта. Совершенствуясь, личность системно усложняется, нарабатывая всё новые механизмы, свойства и черты. Таким образом, повышается общий уровень её духовного, интеллектуального, эмоционального, физического и т.п. развития.
Личность выступает в качестве важнейшего элемента микроструктуры общества. На некотором этапе развития последнего возникает закономерное осознание необходимости и целесообразности создания специальных условий с целью повышения эффективности образовательного процесса. В связи с этим, начинает формироваться особый институт макроструктуры общества – система образования – один из важнейших элементов организации социальной системы, обеспечивающий условия повышения уровня организованности личности.
На современном этапе развития общества система образования включает разнообразные частные и государственные образовательные учреждения. В том числе: дошкольные воспитательные учреждения, средние школы, средне-специальные и высшие учебные заведения, учреждения постдипломного образования и т.п.; научно-исследовательские центры и институты, изучающие образовательный процесс с целью совершенствования его организации и повышения его эффективности; государственные учреждения, осуществляющие функцию управления; общественные организации (фонды, ассоциации), представляющие собой проявление активности гражданского общества и выполняющие, главным образом, организационные функции; отдельные неассоциированные специалисты, предлагающие те или иные образовательные услуги.
При этом генеральной целью образования как процесса является повышение уровня организованности личности. По мере движения к этой цели происходит накопление творческого потенциала личности, выступающего в качестве источника организующей, созидающей силы.
Личность как система в процессе функционирования потребляет некоторое количество ресурсов (энергии в широком смысле). Одна их часть расходуется на поддержание жизнедеятельности системы. Причём тем большая, чем выше уровень внутренних противоречий последней (внутренняя неорганизованность, неупорядоченность, несогласованность элементов структуры и т.п.). Другая – выделяется в виде «свободной» энергии, которая направляется личностью на изменение окружающей среды, преобразовывая её, организуя, приспосабливая к собственным индивидуальным или социальным потребностям.
Описанная выше устойчивая взаимосвязь более наглядно может быть выражена в виде уравнения:
e = k x (E – f(p)), где
e – свободная энергия, порождаемая личностью;
E – входной поток энергии – суммарная энергия, потребляемая
личностью;
f(p) – энергия, затрачиваемая личностью на разрешение внутренних
противоречий;
k – число циклов функционирования личности (часов, дней … лет и
т.п.).
Образование как процесс, таким образом, в конечном счёте, обеспечивает увеличение мощности (созидающей силы) личности и эффективности её использования. Если вектор направленности деятельности личности ориентирован в соответствии с интересами общества, её мощность используется созидательно, в целях повышения уровня организованности, и положительно оценивается обществом.
Следовательно, любой процесс взаимодействия личности и общества, результатом которого не является повышение уровня организованности необходимо определять как деструктивный.
В контексте вышеизложенного, генеральной целью системы образования является создание оптимальных условий развития, т.е. повышения уровня организованности личности. В связи с этим уровень организованности самой системы образования должен неуклонно возрастать, обеспечивая качественное, своевременное выполнение общественно необходимых функций.
Функции вообще могут быть определены как регулярные, повторяющиеся действия (акты), последовательности действий. В субординационном аспекте выделяются функции всеобщего, общего, особенного, единичного системных уровней.
На всеобщем уровне социальной системы образование как институт выполняет функцию создания оптимальных условий для развития личности.
На общем уровне она трансформируется в ряд производных функций, важнейшими из которых являются следующие:
Аксиологическая функция – систематическое обеспечение условий процесса аксиообмена в системе отношений личность – общество;
Информационная функция – систематическое обеспечение условий информообмена в системе отношений личность – общество;
Семиотическая – систематическое обеспечение условий процесса коммуникации (взаимодействия) в системе отношений личность – общество посредством совершенствования языка в самом широком смысле.
Системная (системообразующая) – систематическое обеспечение условий процесса системообразования, как на уровне отдельной личности, так и на уровне межличностных отношений;
До настоящего времени в обществе отсутствует чёткое осознание сущности этих функций, а так же строго научное понимание их содержания. Вследствие этого для их систематического выполнения не создаётся необходимых условий. Данные функции выполняются исключительно фрагментарно, в виде их проекций особенного уровня.
Например, аксиологическая функция частично реализуется в процессе так называемого морально-нравственного воспитания, смысл которого сводится по существу к социальной трансляции соответствующих конвенциальных норм. Информационная – в передаче знаний. Семиотическая – в обучении ребёнка главным образом вербальным языкам.
Но, пожалуй, хуже всего дело обстоит с системной функцией. Отсутствие понимания системности в качестве определяющего способа бытия закономерно порождает расчленение, дробление, фрагментирование системной целостности мира в процессе его отражения в сознании человека. Как следствие возникает Я-центрированная топологизация, порождающая социально отчуждённую личность, воспринимающую себя как нечто отдельное, обособленное, другое.
В контексте вышеизложенного, необходимые сегодня изменения системы образования являются чрезвычайно сложным объектом социального управления. Множество разнообразных элементов с присущими им ценностями, интересами, мотивами и целями представляют систему образования в онтологическом аспекте. Их согласование возможно лишь при наличии общего ценностного пространства. Определение его параметров, выработка стратегий, принципов и методов достижения общесистемных целей, выбор и конструирование инструментов управления векторами направленных изменений, обеспечивающих гарантированный переход системы от одного состояния к другому, и т.п. – всё это важнейшие компоненты процесса управления. Эффективность последнего почти нацело зависит от глубины их концептуального осмысления и доктринальной проработки.
НАУКА
Современная наука является одним из мощнейших инструментов, оказывающих воздействие на общество. Продуцируемые наукой теории и результаты конкретных исследований в значительной степени определяют цели социального развития и стратегии их достижения.
В течение ХХ века неуклонно возрастали роль и значение научных исследований, а также размеры направляемых в эту сферу частных и государственных инвестиций. Ускорялись темпы научно-технического прогресса и сокращались сроки внедрения научных разработок в разнообразные области их практического использования. Чрезвычайно быстро увеличивалась численность учёных, что привело в конечном счёте к формированию в социальной структуре особого социально-профессионального слоя с характерными только для него социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими чертами и свойствами.
Таким образом, наука превратилась в относительно самостоятельный элемент социальной системы со специфическими целями и функциями. И есть все основания полагать, что его вес и влияние будут возрастать и в XXI веке.
В содержательном аспекте наука представляет собой особый вид человеческой деятельности, сущностью которого является систематически организованный процесс познания. Систематический, организованный характер научного познания выступает в качестве важнейшего свойства, отличающего последнее от других видов познания, таких как обыденное, мифологическое или религиозное.
Указанное свойство предъявляет повышенные требования, как к самому процессу познания, так и к получаемым результатам. В соответствии с этим жёсткой стандартизации подлежат научные теории, принципы и методы, а также добываемые с их помощью знания об изучаемых объектах. В связи с этим, особой отличительной чертой научного языка является строгое соответствие формально-логическим принципам определений категорий, понятий и терминов, используемых наукой в процессе описания и объяснения событий, явлений, процессов.
В частности, в научном сообществе статус научной теории может получить далеко не всякое теоретическое обобщение конкретных знаний, а лишь такое, которое в полной мере отвечает критерию, выработанному Бурбаки (псевдоним группы французских математиков). В соответствии с ним, научная теория, во-первых, позволяет описывать, объяснять и прогнозировать те или иные феномены (научные факты); во-вторых, оперирует языком, знаки и синтаксис которого строго формально-логически определены; в-третьих, использует математически корректные, строгие правила вывода (преобразования высказываний). С этой точки зрения, подавляющее большинство построений, называемых сегодня научными теориями, по сути таковыми не являются и должны быть отнесены к разряду обыденных обобщений.
Современная организационная форма – «система науки» представляет собой один из важнейших элементов социальной системы, обеспечивающий условия осуществления научно-познавательной деятельности. Данный элемент, сам, будучи системой, имеет сложную структуру, включающую разнообразные государственные и негосударственные научно-исследовательские учреждения, отдельных индивидуальных исследователей и их объединения, опытные производства, инфраструктурные компоненты, а также институты управления различных организационных уровней.
Всё более обособляясь и обретая самостоятельный социальный статус в процессе своего развития, наука и научное познание определялись также в целевом и функциональном аспектах.
Так, генеральная цель науки как познавательного процесса предусматривает поиск и достижение научной истины. При этом генеральной целью науки как элемента социальной системы является обеспечение оптимальных условий осуществления научно-познавательной деятельности.
В ряду функций науки как познавательного процесса важнейшими, на наш взгляд, являются следующие:
Эвристическая – поиск новых знаний о принципах и законах бытия.
Экспланентная – всестороннее объяснение сущности феноменов, с которыми человек сталкивается в процессе жизни и деятельности.
Прогностическая – предвидение, предсказание изменений в пространстве и времени интересующих человека и общество процессов.
Гомеостатическая – научная разработка и верификация основ, направлений, способов и т.п. деятельности человека и общества.
При этом среди функций науки как элемента социальной системы важнейшую роль играют:
Функция согласования – обеспечение согласованности целей науки как познавательного процесса с одной стороны и целей социальной системы – с другой.
Организационная функция – систематическое, регулярное осуществление деятельности, направленной на упорядочение и повышение уровня организованности внутреннего пространства научно-познавательных функций науки и науки как системы.
Функция ресурсного обеспечения – обеспечение материально-техническими, финансовыми, личностными и др. ресурсами научно-познавательных процессов, а так же деятельность науки как элемента социальной системы.
Функция управления – осуществление систематической, регулярной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности научно-познавательных процессов и функционирования науки как системы.
Учитывая высокую социальную значимость вышеназванных функций, наука как познавательный процесс и элемент социальной системы нуждается в осознанном управлении со стороны общества. При этом в качестве объекта управления предлагается рассматривать не научное познание как таковое или формы его институциализации, а те или иные их изменения, которым в процессе управления придаётся социально-необходимая и желательная направленность. Таким образом, становится возможным своевременное решение актуальных общественных задач и достижение социально значимых целей.
В пространстве заданного выше понимания становится очевидно, что наука и образование, благодаря выполняемым ими функциям, играют важнейшую роль в процессе духовного воспроизводства, как отдельной личности, так и общества в целом. Неуклонное расширение сферы познания, открытие всё новых и новых законов и принципов бытия, постановка перспективных ориентиров и целей социального развития, системное, информационное, семиотическое и аксиологическое обеспечение трансляции новых знаний в обществе и прогрессивная динамика последнего в целом – всё это представляет собой содержание научно-образовательных процессов. Их конечным результатом является накопление совокупного личностного потенциала, соединение которого с экономическими, политическими и общекультурными факторами обеспечивает увеличение мощности социальной системы. Вклад науки и образования в развитие последней неуклонно возрастает. Вследствие этого они постепенно превращаются в доминирующие факторы, определяющие скорость, устойчивость и иные характеристики социальной динамики. В число первоочередных закономерно выдвигаются задачи научного управления, организация которого становится возможной лишь при наличии высокообразованных, научно подготовленных кадров. Таким образом, систематическое развитие науки и образования превращается в один из важнейших приоритетов социального развития вообще.
Статьи