Новости

Почему Еркин Татишев не может найти учителя даже на зарплату 500 тыс. тенге в месяц

Автор: Татьяна Панченко

За восемь лет работы НОФ «Аспандау» провел уже 16 заседаний в формате Think Tank, но нынешнее было одним из самых представительных по составу спикеров. Незакрытые вопросы госпрограммы развития образования на 2020-2025 обсуждали профильный министр Асхат Аймагамбетов, президент университета AlmaU Асылбек Кожахметов, председатель совета директоров группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков, ректор университета Narxoz Эндрю Вахтель и директор «Школы Архимеда» Архимед Искаков. Модерировал встречу президент НОФ «Аспандау» Канат Нуров.

Диплом или «бумажка»?

Прежде чем задавать вопросы, слово дали министру, который обозначил официальную позицию по нескольким пунктам госпрограммы. Глава ведомства признал, что Казахстан падает в международных рейтингах образования, но отметил, что реформы в сфере будут продолжаться, причем системные. Например, министерство изменит свою позицию по отношению к вузам, перейдя от повсеместного контроля к общему политическому управлению.

- Надо ли государству вмешиваться в образовательный процесс? Я думаю, 50 на 50. Мы должны дать требования на входе, смотреть, что на выходе, но внутрь не вмешиваться. Но это - в идеале, - сказал Аймагамбетов, напомнив, что не так давно министерству пришлось закрыть крупный вуз в Шымкенте, где учились 32 тыс. студентов, из-за практического отсутствия там обучения – «просто печатали дипломы».
Академическая и финансовая свобода, о которой давно говорят руководители университетов, будет расширяться. Правда, пока вузы ею слабо пользуются, отметил министр.

- Центр власти остается в ректорате, никаких горизонтальных связей не возникает. Нужно передавать полномочия студенческим советам, кафедрам, деканатам — но пока нет этого, - констатировал спикер и перечислил ближайшие преобразования: дипломы у вузов будут собственного образца, вводится сертификация по регулируемым профессиям, вузы разделят на 4 группы: конкурентоспособные на международном уровне, на республиканском, на региональном и неконкурентоспособные - кандидаты на закрытие.
В недалеком будущем Казахстан ждет рост спроса на высшее образование, напомнил министр. Если в 2015 школы выпустили 135 тыс. человек, то в 2030 прогнозируется 350 тыс. человек, а в ЕНУ, например, и сейчас учатся практически в три смены. Придется увеличивать емкость вузов.

По уму или по справедливости?

Выслушав министра, модератор задал первый вопрос всем спикерам: как обеспечить равный доступ к высшему образованию сельским и городским школьникам? Как минимизировать утечку мозгов? Мнения экспертов разделились.

Ельдар Абдразаков предложил обучать старшеклассников из села в районных интернатах, причем школы должны иметь дифференциацию – для более и для менее способных. Тогда отпадет необходимость в квотах для сельчан в университетах.
По мнению Архимеда Искакова, решение проблемы – в резком повышении зарплаты сельским учителям, при заработке в три раза больше, чем в городе, учителя сами решат проблему.

Эндрю Вахтель уверен, что плохо подготовленных выпускников нельзя принимать в сильные вузы только из-за сельского «происхождения»:
- Вы не можете давать гранты туда, где выпускник не готов учиться, он провалится.
Он предлагает за госсчет предоставлять способным сельчанам дополнительный год обучения в вузе (своего рода «12-й класс») перед поступлением туда на общих условиях.
С ним не согласился Асылбек Кожахметов, который считает, что гранты для обучения в вузе нужно предоставлять не лучшим выпускникам, а по принципу социальной уязвимости – всем малообеспеченным, кто наберет хотя бы 50 баллов на тестировании. Те же, кто хорошо сдает ЕНТ, но имеет материальный достаток – должны сами платить за учебу.

Последним на вопрос отвечал Асхат Аймагамбетов, заявивший, что МОН намерено сокращать разрыв в доступе к образованию открытием 112 интернатов для учеников из более чем тысячи сел, где вообще нет школ; во все села, где живут более 500 человек, будет проведен интернет (через ГЧП); детям из уязвимых слоев будет предоставляться помимо гранта общежитие, а отличники учебы получат повышенную стипендию и возможность стажировки за рубежом.

Умрут или выживут?

Такой же спор разгорелся и при обсуждении вопроса, должно ли государство регулировать деятельность вузов административными методами, если есть рыночные? Ельдар Абдразаков оказался сторонником того, чтобы государство уходило из тех сфер, где есть рынок, однако признал, что на рыночных условиях в стране смогут выжить только 15-20 вузов. Архимед Искаков сказал, что он был бы осторожен с закрытием вузов – «народ идет в вузы от безысходности — нет работы». Эндрю Вахтель считает, что государство должно давать гранты, но не всем и понемногу, как сейчас – 60 тыс. грантов, а в 4 раза меньше, и только хорошим университетам.
- Нужно, чтобы слабые университеты спокойно умерли своей смертью, - сказал он.

Асылбек Кожахметов в очередной раз повторил свой тезис, что слишком большое количество студентов и вузов в Казахстане - миф, и призвал дать университетам больше автономии и сделать их некоммерческими организациями.
- Моя личная позиция: рынок должен все отрегулировать, но мои личные убеждения вступают в конфликт с тем, что мы сейчас видим, и поэтому мы должны принимать меры, в том числе закрывать вузы, - сказал министр и добавил: – Кстати, вы говорите, что плохие вузы умрут без грантов — нет, живут, и хорошо.

Ученые или воспитатели?

Не нашли согласия спикеры и в вопросе специализации университетов. Если Кожахметов уверен, что большинство вузов должны стать предпринимательскими и максимум 5-10 – научно-исследовательскими, то Абдразаков настаивает, что не у всех есть склонность к бизнесу, а «вы всё пытаетесь каждую кухарку сделать менеджером».

- С подготовкой педагогических кадров — ситуация катастрофическая, в тысячах школ не ведутся предметы, - вернул участников с неба на землю Архимед Искаков. - Флагман нашего педобразования Алматинский госуниверситет выпускает только 9 человек в год по специальности «методика начальной школы человек», а ведь начальная школа – самое важное! Что делать с 7,5 тыс. школ? Я ни по какому предмету учителя подобрать не могу.

Асхат Аймагамбетов согласился с тем, что уровень преподавания в педвузах нужно повышать, и напомнил, что в прошлом году было внедрено подушевое финансирование, что уже дало результаты: за год открылось 70 частных школ на 20 тыс. мест.
Взявший микрофон для реплики из зала предприниматель и основатель школы High Tech Academy, работающей по финским стандартам, Еркин Татишев вообще предложил образование и здоровье казахских детей сделать национальной идеей.
- Зачем нам 5-10 исследовательских вузов, сделайте 10 отличных педагогических, - призвал он. - У нас проблема найти учителя в частную школу даже на зарплату 500 тыс. тенге в месяц.
В ответ министр образования сообщил, что сейчас 86 вузов готовят педагогов, и предложил: «Давайте сделаем 30 чисто педагогических».

Завершая встречу, Асхат Аймагамбетов перечислил, на что будут потрачены заложенные для реализации госпрограммы развития образования 11,5 трлн: повышение зарплат учителям и стоимости грантов для вузов, строительство 700 спортзалов, 800 школ, 112 интернатов, закупка оборудования для кабинетов физики и химии, компьютеров, расширение сети детсадов.

- Детсады тоже важны. Один доллар, вложенный в раннее развитие, приносит 7-8 долларов, - поставил он точку в обсуждении.

Источник: forbes.kz
Aspandau в СМИ