Новости

Высшее образование в РК: время прозрачности.Каирленов М.А., к.э.н.

Высшее образование РК: системный взгляд
- Объем доходов ВУЗов РК от основной деятельности вырос за 2005-2009 гг. на 88%;
- Основным фактором стало повышение стоимости образования, с учетом сокращения количества студентов за этот же период на 20%, повышение цен оценивается на 138% или 2,4 раза;
- Наблюдается сильная положительная корреляция между сокращением количества студентов в ВУЗах и уровнем молодежной безработицы в РК – 96%!
- «… большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». (Источник: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы);
- Крупнейшим потребителем в отрасли, несмотря на усиление роли государства, остается Население. За рассматриваемый доля населения снизилась с 58% до 51%, доля государственного бюджета выросла с 38% до 44%, а Предприятий-работодателей с 4% до 5%;
- Ключевая проблема высшего образования в РК – низкое качество знаний студентов и не связанность с потребностями экономики;
- Это грозит ситуацией в арабских странах – большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения;
- В основе всего этого лежат сложившиеся «правила игры» на рынке образования. В частности, у основных «decision makers» на данном рынке (Населения) отсутствует необходимая и достаточная информация для принятия адекватного решения по выбору ВУЗа;
- С другой стороны, акционеры и топ-менеджмент ВУЗов, как основные получатели прибыли от оплаты студентов, не особо заинтересованы в повышении качества образования, поскольку конкуренция на таком не прозрачном рынке сводится к рекламным компаниям в СМИ и профориентационной работе преподавателей ВУЗов в школах;
- Имеющийся на сегодня академический рейтинг ВУЗов на основе Берлинских принципов не информативен для населения и ориентирован на устоявшиеся в прозрачной рыночной среде системы вузовского образования;
Методика академического ранжирования ВУЗов МОН РК (НАЦ - 2011 г.)]
Высшее образование: пути решения
Пути решения:
1)Усовершенствовать методику рейтингов;
2)Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО;
1) Совершенствование методики рейтинговой оценки ВУЗов с точки зрения приоритетов.
А) Для чего мы отправляем детей в ВУЗы? Что бы они были способны найти высокооплачиваемую работу и были способны успешно ее выполнять.
Соответственно, необходимо повышение удельного веса показателя конкурентоспособности выпускников до уровня 50%.
-Рассчитывать данный показатель как удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование;
- МОН РК публикует обобщенные данные по каждому ВУЗу и в разрезе обучаемых специальностей и форм обучения (очная/заочная, вечерняя, дистанционная).
- В свою очередь, родители и абитуриенты смогут получить уже более объективную оценку качества образования в различных ВУЗах и востребованных экономикой специальностей.
- Логично дополнить информацию по уровню трудоустройства еще и отношением средней зарплаты выпускника к средней по стране/региону/отрасли.
- В свою очередь, информация о трудоустроившихся/продолживших образование позволит руководству ВУЗов и МОН РК более оперативно и адекватно корректировать учебные планы, по содержаниям курсов, обучаемым специальностям и т.д.
Б) Вторым по значимости показателем представляется необходимость повышения уровня современных знаний преподавателей ВУЗов.
В условиях недостатка качественной учебно-методической литературы, закрытости корпоративного сектора, низкого уровня оплаты труда, что определяет их перегруженность и не оставляет времени на повышение квалификации, преподаватели находятся, по сути, в информационном вакууме и как следствие, преподают студентам нередко весьма общие «вещи».
Выведение показателя «Проведение передовых научных исследований» на второй по значимости в рейтинге (25%), будет стимулировать:
- ВУЗы направлять дополнительные ресурсы на работу в данном направлении, и
- преподавателей изучать современные проблемы своих отраслей.
В) Третьим по значимости показателем представляется уровень «Обеспеченности ресурсами» (расходы на 1 студента на основе аудированной отчетности) - 15%;
Г) удельный вес показателей – Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей и Международное сотрудничество по 5%.
2) Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО;
- Если рассмотреть ВУЗы с точки зрения корпоративного управления, то они во многом схожи с банками. С одной стороны, есть ответственность топ-менеджмента перед акционерами, с другой, еще большая ответственность перед клиентами. В банках это депозиторы, в ВУЗах это студенты и их родители. В обоих случаях масштабы угрозы нанесения ущерба обществу и государству очень велики. Отличие лишь в том, что в банках ущерб проявляется четче и раньше, в ВУЗах он менее очевиден и растянут во времени;
- В этой связи, очевидны особые требования к прозрачности данных видов бизнеса. Системной мерой повышения прозрачности выступает публикация ВУЗами аудированной финансовой отчетности по МСФО. При этом в обязательном порядке должна раскрываться информация о зарплатах и бонусах топ-менеджмента ВУЗа, расходы на ремонты зданий и др.;
- Данная мера должна продемонстрировать реальный уровень рентабельности данного бизнеса, для привлечения инвестиций в сектор. Кроме того, продемонстрировать уровень инвестиций текущих акционеров в университет (в т.ч. в преподавателей) как показатель их стремления повысить качество образования.;
- Для того, чтобы расходы на аудит не превышали разумных размеров, логично согласовать с НБ РК и/или Палатой аудиторов РК список аудиторских компаний (порядка 30), аудит от которых будет признаваться МОН РК.

Статьи