Неблагоприятная ценовая конъюнктура и девальвация обнажили недостатки системы государственного предпринимательства. Под тяжестью долговых обязательств, не сбалансированных с доходами, наши национальные бизнес-флагманы опасно накренились и начали посылать сигналы SOS.
Правительство объявило о масштабной приватизациигоскомпаний, рассматривая ее в качестве главного инструмента, способного исправить сложившуюся ситуацию. Эта мера знаменует попытку правительства отказаться от модели государственного капитализма, получившей развитие в нашей стране в последнее десятилетие.
Главный смысловой аспект объявленной приватизации в следующем:
- Правительство Казахстана де-факто признает, что в сфере бизнеса частный интерес, предпринимательская инициатива и рыночная конкуренция эффективнее прямого государственного управления.
- Государство намерено снять с себя предпринимательскую функцию и сосредоточиться на создании благоприятной инфраструктуры для ведения бизнеса.
Такое признание дорогого стоит. Наконец-то государство, после длительного периода самолюбования и самовосхваления, отказывает себе в монополии на истину и начинает полагаться на эффективность частных институтов.
В этом контексте возникает вопрос: применимы ли частный интерес и конкуренция в государственном среднем образовании? В этом плане интересен опыт Финляндии, являющейся признанным мировым лидером в этой области.
Финляндии почти все средние школы являются государственными, а обучение бесплатное. В этой стране категорически отвергают идею конкуренции между школами, их не ранжируют по успеваемости учащихся. Директоры финских школ не лишаются работы из-за результатов национальных тестов. Казалось бы, где тут можно говорить о конкуренции и частном интересе? Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что конкуренция, частный интерес, личная инициатива и ответственность являются одними из главных факторов успеха финской системы среднего образования.
Мощная созидательная сила конкуренции, личной и предпринимательской инициативы реализованы в финской системе среднего образования в следующих аспектах:
- В отсутствии государственной монополии на методику преподавания
В Финляндии нет единых государственных учебников, единых методик обучения. Правительство через «Основы учебного плана» устанавливает минимальные требования к знаниям учащихся по тем или иным дисциплинам. Каким образом эти знания будут даны учащимся, решают сами школы и преподаватели. Различные методики и учебные пособия разрабатываются частными структурами, наравне с государственными. Целый ряд частных издательств зарабатывает на выпуске школьных учебных пособий.
- В автономности школ
Школы в Финляндии обладают большой степенью автономности. В стране нет структур, подобных нашим Гороно или Районо, осуществляющих текущее руководство над школами. Действующие нормативные документы позволяют школам проявлять самостоятельность в выборе учебных программ, методик и преподавательского состава.
- В роли родительских комитетов
Большую роль в управлении школами играют родительские комитеты. Финны считают, что частный родительский интерес в хорошем обучении своих детей, подкрепленный полномочиями родительских комитетов – самая лучшая форма внешнего контроля над школой.
- В конкуренции среди учителей
Профессия учителя в Финляндии является одной из самых престижных. Конкурс при поступлении на учительскую специальность в Финляндии достигает десяти человек на место. В ходе обучения среди студентов осуществляется жесткий многоступенчатый отбор; студенты, непригодные к профессии учителя, безжалостно отсеиваются. Все учителя средних школ должны обладать степенью магистра. Финские учителя ежегодно заключают годовые трудовые контракты со школами. Если администрация школы или родители недовольны работой учителя, контракт не продлевается. В качестве стимулов к выбору профессии учителя - высокая зарплата (выше средней зарплаты по стране), отсутствие административного контроля, свобода в методике преподавания, высокий социальный статус. Быть учителем в Финляндии действительно почетно и престижно.
В Казахстанской системе образования ни о какой конкуренции, частном интересе, личной инициативе и ответственности говорить пока не приходится. Министерство образования через обязательные поурочные учебные планы и единые государственные учебные пособия лишило школы и учителей какой-либо творческой инициативы в формировании актуальных учебных программ и выборе лучших методик преподавания.
Озвученные недавно планы по реформе среднего образования в целом разумны и их можно только приветствовать. Однако они не устраняют главных проблем казахстанского среднего образования – абсолютной монополии государства на процесс и методику преподавания, бюрократического управления школами, низкого статуса профессии учителя. Без решения этих узловых вопросов любая, самая содержательная реформа будет выхолощена и ее реализация пройдет только на бумаге.
Как писал классик, «всякая монополия порождает стремление к застою и загниванию». И наш случай не является исключением. Отсюда и появляется понимание решающего фактора, способного сделать реформы в среднем образовании успешными – необходима комплексная система мер, направленная на поощрение конкуренции, частного интереса, личной инициативы и ответственности в следующих областях:
- создание программ, учебных пособий и методик;
- управление школами;
- создание стимулов для преподавательских кадров, их обучение и отбор.
Финская система среднего образования дает нам прекрасный пример, как это можно реализовать на практике.