Новости

Концепция «Инновационная школа на основе педагогики познания»

Школа как важнейший транслятор культурных общечеловеческих и национальных ценностей и знаний должна быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней будут предъявлять общество и государство в ближайшей перспективе. В последнее время обострилось и со всей очевидностью проявилось противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Педагоги, работники сферы образования стоят перед серьезной задачей – осознать роль образования в современном мире, сформировать у себя, своих учеников и своих собственных детей личностные качества, адекватные изменяющимся общественным условиям.
Сегодня педагогическая наука в поисках смыслов и ценностей своей деятельности обращаются к философии образования с тем, чтобы ответить на некоторые принципиально важные для себя вопросы. В качестве объекта исследования выступает растущий человек как целостное существо в процессе своего развития. Приходит понимание того, что необходимо к этой проблеме подходить системно и всесторонне. Это подразумевает выработку новой парадигмы образования с подробным изложением основных этапов внедрения ее положений в педагогическую практику.
Смена парадигм выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого понятия образованности, в структуру которого должны войти не только «знаниевый», деятельностный опыт, но и опыт духовно – личностной организации развивающейся личности.
Развиваться нужно для того, чтобы впитать в себя этот мир,
научиться жить в нем и, в конечном счете, изменять его.
Цель концепции – совершенствование деятельности учителей через осознание и принятие ими новой педагогики познания.
Задачи концепции :
- ознакомить и обучить педагогов научно- методологическим основам педагогики познания в соответствии с современными подходами к проблемам развития, обучения и воспитания детей.
- апробировать и внедрить метапредмет как смыслообразующий, интегрирующий все школьные предметы
- разработать соответствующие методические рекомендации.
Решаемая проблема – раскрытие и развитие творческого потенциала, формирование научного мировоззрения и нравственных ориентиров у учащихся.
Объект внедрения программы – учебный процесс в школах.
Гипотеза – развитие мыследеятельности и эмоционального ума у учащегося с опорой на закономерности познавательной деятельности и выстраивания отношений.
Психический облик детей того или иного возраста определяется тем, в какие виды деятельностей и отношений вовлекают их взрослые, на каких основаниях строят процесс образования, как включают детей и подростков во «взрослую жизнь».
Вместе с тем, каждый возрастной этап, каждая ступень индивидуального развития таит в себе разнообразные возможности формирования, усвоения, становления тех или иных качеств и способностей человека, а с определенного момента – и постановки задач саморазвития. При построении системы образовательной деятельности школы необходимо учитывать эти психологические представления и закономерности развития личности.
Главная проблема на сегодняшний день в среднем образовании - это осознание того, что необходимо познавательный интерес учащегося, заложенный в нем генетически не противопоставлять учебной деятельности, а учитывать и максимально использовать психологические механизмы этого познавательного интереса в педагогической практике.
Содержание учебной деятельности должно быть сориентировано не только на дидактические цели (знания, умения, навыки), а и на психологические процессы, такие как восприятие, воображение, воля, память, речь и мышление. При этом знания, умения и навыки станут средством развития этих процессов, которые, в конечном счете, будут формировать мировоззрение. Учащийся с развитым научным мировоззрением будет быстрее адаптироваться к жизненным реалиям сегодняшнего дня и сможет в полной мере реализовать свой потенциал.
Процесс развития личности
Интересом ребенка обычно движет конкретная потребность, нужда. У малыша эта потребность будет выражаться в пробовании на зуб доступных для него предметов («оральная нужда» по З. Фрейду). В период от 3 лет и примерно до 6 лет наступает потребность в игре, когда искусственно создаются какие-то ситуации и отношения. Затем с 7 лет и до 11 наступает момент, когда ребенок начинает интересоваться внутренними взаимосвязями между предметами и явлениями и таким образом начинает восхождение с эмпирического уровня мышления на теоретический уровень мышления. В подростковом возрасте (от 12 и до 15 лет) его больше всего интересует мир отношений между людьми. В юности (от16 до 18 лет) – выработка самооценки на основе накопленного собственного опыта.
Другой важной проблемой является проблема сензитивности. Под этим понимается такой подход в обучении, когда учитываются возрастные психологические особенности личности. Каждый этап его развития требует применения определенных для данного возраста педагогических подходов. В таком случае выстраивается прямая связь между двумя процессами - обучением и развитием.
На сегодняшний день существует порядка 150 педагогических технологий и, конечно, немыслимо использовать все эти технологии в учебном процессе. В таких случаях нужно просто классифицировать их по какому-либо критерию. В качестве такого критерия была выбрана степень зависимости ученика от воздействия на него педагога. Начинаться она будет с так называемой «предметной импровизации», когда ребенок познает свойства и характеристики предметов. Завершаться она будет так называемой «мыслительной импровизацией», когда в качестве объекта познания будет выступать сама мысль, произвольно управляемая субъектом этой мысли. Только тогда юный человек научится более объективно интерпретировать происходящие явления и процессы окружающего мира. Прежде чем достичь этого уровня, ребенок должен научиться подражать в игровой деятельности, затем в начальной школе овладеет базовыми учебными способами деятельности. К окончанию начальной школы ребенок последовательность применения педагогических подходов обязан освоить процесс рефлексии, которая выражается в умении выражать свою мысль ясно и лаконично.
В основной школе подросток осваивает процесс индукции-дедукции, раскладывая и собирая выбранные компоненты и процессы. После этого подросток готов к освоению проектной деятельности, то есть к самостоятельной постановке творческих задач. В юношеском возрасте он должен научиться импровизировать собственными мыслями для построения воображаемого. Таким образом, предложенная нами последовательность применения педагогических подходов позволяет более эффективно выстраивать весь учебный процесс.
В период от рождения и примерно до трех лет ребенок познает окружающий мир в основном через ощущения. Этот мир пока замыкается стенами родного дома и общением с самыми близкими для него людьми. Мир, который окружает его, идеален и самой главной потребностью будет привлечение внимания взрослых к возникающим личным физиологическим проблемам. Именно в это время у малыша начинает возникать и развиваться так называемая эгоцентрическая речь, когда «все может быть всем». Проявляется это в том, что любому интересующему малыша предмету будет дано личное словесное обозначение. Оно чаще всего не будет совпадать с общепринятым, но для малыша будет иметь значение лишь то, что его язык понимают родные люди. Только оказавшись в кругу сверстников, ребенок начинает быстро отходить от этого вида речи, так как возникает необходимость в понимании друг друга. Это возможно только в том случае, если все малыши начнут разговаривать на «взрослом» языке. Ребенком до трех лет Родители управляют в силу того, что он еще беспомощен, он только начинает постигать мир вокруг себя и входить в процесс социализации.
В период от трех лет и до шести ведущей деятельностью ребенка будет игровая. В игре ребенок учится выстраивать свои отношения и со сверстниками, и с взрослыми. Воспитателю нужно думать в первую очередь об укреплении здоровья ребенка и его спокойном эмоциональном состоянии. Ребенок в этот период лепит, рисует, клеит, режет и развивает, таким образом, мелкую моторику. Детям читают книжки и обсуждают с ними содержание прочитанного. Все это будет способствовать развитию воображения ребенка. Развитию воображения будет способствовать также среда, царящая в семье. Дочурка будет красить губки маминой помадой, и пудрить носик, а сынишка – крутить баранку воображаемой папиной машины. При этом они будут копировать жесты и интонацию своих родителей, постигая, таким образом, эмоциональный невербальный мир взрослых. Если «не доигравший» ребенок будет отдан в школу, он будет обязательно доигрывать в стенах школы. Это будет большой проблемой для школы и может сказаться на ребенке в виде его депрессивного состояния или агрессии по отношению к окружающим.
В семь лет Ваше чадо привели в школу, и для подросшего малыша начинается совсем другая жизнь. В ней появляется Учитель, который совсем не похож на родителей. Этот человек начинает требовать от ребенка внимания и послушания. Самой большой неожиданностью для ребенка будет собственное открытие того, что предметы имеют не только устное словесное обозначение, но и буквенное в виде письма, а количество тех же яблок и конфет можно не только проговаривать, но и прописывать в виде цифр. Выходит, что буквы и цифры хотя и не растут на деревьях, однако реально существуют. Нам, взрослым, необходимо понимать, что абстрактные знаки для ребенка еще не понятны. Более того, давая буквы и цифры в готовом виде, мы не пробуждаем в ребенке генетически заложенного интереса к происхождению абстрактных знаков в виде букв и цифр. Именно с этого момента начинаются проблемы в успешном усвоении детьми математики и языка.
В начальной школе учитель первым делом обучает ребенка способам учебной деятельности, то есть предоставляет своеобразный инструментарий в виде базовых навыков и умений. Мышление учеников в этот период находится на эмпирическом уровне, который отражает мир в виде общих представлений о предметах и их внешних характеристик. Однако представления о предметах и явлениях не дают ответа на сакраментальный вопрос «почему?». Для ответа на этот вопрос ребенок начинает искать и находить внутренние причинно-следственные связи между предметами, явлениями и отношениями. В результате этого процесса происходит восхождение на теоретический уровень мышления. Освоив этот уровень мышления, ребенок начинает выстраивать эти связи и выходить в таком случае с уровня простого представления о предметах на уровень понимания явлений, процессов и отношений между людьми.
Особо выделяется подростковый период в жизни ребенка. Это самый опасный период в жизни растущего человека. Наступает период критики и доселе непререкаемый авторитет родителей часто рушится. Образцом для подражания становятся чужие люди, так называемые «кумиры». Именно в это время происходят часто алогичные поступки подростков с точки зрения взрослых. В чем причина такого поведения? Объяснить это можно тем, что если в младенчестве ребенок пробовал на ощупь различные предметы для знакомства с ними, то в подростковом возрасте происходит проба не предметов, а конкретных действий и реакция на эти действия. Причем эти действия могут не соответствовать моральным нормам и нравственным принципам общества. Толкает на это действие подростков простой интерес или голое любопытство. Они еще не способны задумываться над последствиями предпринимаемых действий, так как зачастую для них важен сам результат действия, а не его последствия.
В основной школе Наставник учит пониманию происходящих процессов и правильному выстраиванию отношений. Подростку в этот период важно его признание и понимание в кругу его товарищей и знакомых. Он сопоставляет свое Я - идеальное с Я - реальным (зеркальное отображение себя). Идет неустанный поиск своего истинного места в этом большом и пока непонятном для него мире.
Следует так же учесть, что примерно в то же время происходит половое созревание подростка. Это накладывает значительный отпечаток на его развитие, так как неокрепшее его сознание подвергается проверке на разумную управляемость и эмоциональную устойчивость. Идет ожесточенная конкуренция за доминирование между половым инстинктом и духовным началом. Эти два противоречивых фактора отражают весь драматизм и непредсказуемость подросткового периода развития.
В старшей школе юный человек приходит к пониманию происходящих вокруг него процессов и отношений. В идеале оно будет заключаться в том, что он будет готов окунуться в жизненные реалии сегодняшнего дня. Перед молодым человеком предстает этот огромный и разнообразный мир, в котором он будет обязан научиться ориентироваться и где он должен найти свое место. Самой большой проблемой в этот период будет разрыв «эмоциональной пуповины» между молодым человеком и родителями. Этот процесс может произойти быстро и незаметно для одних, а может затянуться на неопределенно долгое время для других. В этом и заключается тот инфантилизм, который наблюдается сегодня в юношеской среде.
С юношами и девушками Мастер обязан вести себя на равных, ведь они уже почти взрослые люди и потому требуют к себе уважительного отношения. Личности всегда обращаются друг с другом на равных вне зависимости от их социального статуса.
Мы концептуально обрисовали особенности психологии развития личности. Как оказалось, этот процесс многогранен и сложен. Учитывать все эти закономерности в процессе обучения необходимо потому, что все это связано с ее эффективностью обучения. Предлагаемый нами подход к процессам обучения и развития личности является, собственно говоря, природосообразным подходом.
Суть его заключается в том, что во главу проблемы природосообразности ставится процесс развития ребенка через обучение и воспитание с учетом его познавательного интереса.
При этом следует особое внимание уделить эмоциональной сфере личности, так как начало любой мотивации заложено именно в этой сфере. 
Этапы познания в матрице развития ребенка
В школьные годы ребенка происходит смена стадий развития мышления: от стадии конкретных операций к стадии анализа гипотез. Мышление младшего школьника конкретно. Ребенок способен рассуждать, доказывать, соотносить различные точки зрения. Однако ему плохо удаются размышления «вообще», без опоры на конкретный материал, который можно сравнить, будь то рисунки, схемы, описания поведения.
После 11-12 лет ребенку становится доступной новая реальность- реальность возможного, того, что может быть. Новые интеллектуальные средства постижения мира резко раздвигают границы внутренней жизни подростка, его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Слабая сторона подросткового мышления является оборотной стороной того могущества мысли, которое подросток ощутил путем переоценки возможности усовершенствовать себя и других с помощью идей. На некоторое время подростки снова обретают такую особенность мышления как эгоцентризм, который, казалось бы, навсегда остался в дошкольном детстве.
Предметный мир обогащается миром воображаемых идей и действий. Подросток начинает изучать не предметы, как это было в его недалеком детстве, а изучает само действие и реакцию на него. Ему необходимо знать ответную реакцию на это действие и о нравственной ее стороне он еще не задумывается. Именно по этой причине некоторые поступки не находят морального оправдания и не вписываются в общечеловеческие нормы поведения.
Каждому этапу познавательной деятельности в матрице развития ребенка соответствует определенный тип познавательного интереса в виде доминирующей тенденции. Большая часть познавательных усилий в этот период будет направлена на поиск ответа ведущего вопроса. Они выстраиваются в определенную последовательность в процессе роста ребенка, и один из них становится главным на данный период развития личности. Самыми первыми вопросами малыша будут «что?» и «кто?».
Затем вопросы места – «где?», времени и обстоятельства – «когда?» и «как?». За ними пойдет вопрос, требующий разъяснения – «зачем?».
Отвечая на последний, сакраментальный вопрос: «почему?», молодой человек обязан будет ответить заодно и на все предыдущие и, таким образом, показывать причинно- следственные связи в явлениях, процессах и отношениях.
Вопросы познания – это внутренние вопросы человека, которые исходят от него самого. Вопросы обучения, воспитания и развития в идеале должны давать ответы на вопросы познания, однако это происходит редко потому, что до сегодняшнего дня были недостаточно четко структурированы сами этапы познания и сопутствующие им вопросы. В матрице развития личности эти этапы и вопросы структурированы и прописаны. Вопросы познания дают ключ к эффективному обучению, воспитанию и развитию, формируя соответствующий этап мировоззрения.
Сегодня стало возможным вывести изучение процессов обучения, воспитания и развития на новый уровень в связи с открытием внутренней их связи с ведущим этапом познания. Именно познание представляет тот «рычаг», посредством которого разворачиваются процессы обучения, воспитания и развития. Обучение, основанное на этих положениях, обеспечит целостность личности на интеллектуальном, эмоциональном, духовном и физическом уровнях.
Иерархия вопросов в процессе познания
Предметная
от рожд.
до 3 лет
Игровая от 3 до 6 лет
Учебная
от 7 до 11 лет
Диалоговая
от 12 до 15 лет
Адаптивная от 16 до 18 лет
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– постоянная поисковая активность
ПОЧЕМУ?
Сакраментальный вопрос
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
– желание знать что-то
ЗАЧЕМ?
Вопрос разъяснения
конкретное с какой-то целью
КАК?
Вопрос обстоятельства
ЛЮБОПЫТСТВО
– страсть все знать без цели
КОГДА?
Вопрос времени
и пользы
ГДЕ?
Вопрос места
КТО?
Вопрос идентификации
ЧТО?
Вопрос опредмечивания
Философия образования педагогики познания и новая парадигма
Философия образования формулирует взгляды на процесс познания и выдвигает общеметодологические положения по проблемам обучения, воспитания и развития личности. На сегодняшний день актуальны следующие положения:
1. Ценность информации преходяща, а ценность процесса познания человеком всегда неизменна.
Объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым и значимость ее со временем меняется. Практика же процесса познания всегда самоценна.
2. Эмоциональные проявления лабильны и разнообразны, а выстраивание отношений – процесс постоянный и долгий.
Эти проявления относятся к области психологии и до настоящего времени остаются в тени педагогической практики в силу своей специфики. Интуиция, творчество и базовые навыки основываются на подсознании, то есть относятся к области психологии, и изучение механизмов их проявлений способствуют более эффективному обучению и развитию личности.
Последовательность обучающих действий в итоге будет такова:
эмоциональная первоначальная реакция
подключение и развитие мышления
деятельность, основанная на научном мировоззрении
Сущность образования сводится в таком случае к следующему определению:
«учиться понимать и оценивать любые процессы и отношения, уметь правильно на их основе действовать, основываясь на научном мировоззрении».
Современная педагогика должна трактовать образование как социально-культурный механизм целенаправленного формирования и развития человеческих качеств на основе системного подхода к процессам воспитания и обучения с учетом их психофизиологических особенностей.
В новой концепции движущей силой процессов обучения, воспитания и развития выступает познавательный интерес, который изначально заложен в самом человеке, и преобразуется в процессе развития личности в познавательную деятельность, то есть в творчество.
Задачи педагогики познания:
- развитие мышления и творческого подхода.
- раскрытие способности ставить перед собой личностно и социально значимые цели и достигать их.
- выработка коммуникативных навыков, готовность к сотрудничеству.
- формирование научного мировоззрения и нравственных
ориентиров, основанных на общечеловеческих ценностях.
Для формирования и развития этих качеств личности служат следующие принципы:
I. Принцип учета разнообразных факторов развития личности. Каждый возрастной период учащегося вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно. Освоение нового происходит с учетом возникшего познавательного интереса и потребности, которые востребованы для этого возраста и всесторонне проявляются:
- в интересе к информации – выражается в познавательной
потребности
- в интересе к способу действия – отрабатывается через навыки и
умения
- в потребности принятия ценностей и интересе к людям – учится
выстраивать отношения с другими людьми на основе собственной
иерархии ценностей
- в потребности самовыражения – востребовано при рефлексии
- в раскрытии творческого потенциала – через выявление и
развитие  разнообразных способностей
- в потребности социального признания – посредством
самоутверждения
Все эти потребности и интересы проявляются в процессе познания, обучения, воспитания и развития личности.
Закономерно сменяющиеся этапы познания выступают в качестве мотива для процессов обучения, воспитания и развития и каждый этап познания становится в таком случае ведущим по отношению к этим трем процессам.
ведущий этап познания как первоначальная мотивация
системы обучения и воспитания как инструменты познания
система развития как ожидаемый результат
Ведущие этапы познания представлены в матрице развития личности и имеют следующую последовательность:
- этап знакомства в предметной деятельности
- этап сопоставления в игровой деятельности
- этап сравнения в учебной деятельности
- этап критического анализа в диалоговой деятельности
- этап самооценивания в адаптивной деятельности
Влияние ведущего этапа познания распространяется и на аффективную, и на когнитивную сферы развития личности, так как происходит знакомство и понимание не только предметного мира, но и мира эмоций и чувств.
II. Принцип творческого характера развития. Главным в обучении должно стать порождение опыта. Определяющим становится сам процесс и достижение его результата. Деятельность становится движущей силой развития, средством обучения и воспитания. Эта деятельность формируется чаще всего в диалоговой форме.
Познавательная деятельность - это основной источник саморазвития личности. Только эта деятельность приносит интерес и удовлетворение развивающейся личности. Познавательный интерес как выражение потребности в новой информации конкурирует с оборонительным рефлексом, который выражается в виде состояния тревожности, депрессии и агрессии. Выйти из подобного состояния поможет усиление познавательной деятельности. Подавление негативного отношения к процессу обучения может быть достигнуто лишь путем стимуляции творческой активности, которая напрямую связана с позитивным эмоциональным тоном. Это усиление будет более эффективным при учете закономерностей процесса развития личности.
Известные в педагогической науке возрастные периодизации рассматривают лишь одну из систем процесса развития в отрыве других. Так широко известная возрастная периодизация Д.Б. Эльконина была построена на этапах новообразований в процессе развития. По Э. Эриксону на школьную жизнь приходится два этапа развития – позитивные новообразования и деструктивные новообразования. Возрастные этапы по Л. Колбергу выделяют доморальный уровень дошкольника, конвенциональную мораль младших школьников и автономную мораль старшеклассников. В зависимости от возраста Р.Селман определяет пять этапов развития интеллекта – эгоцентризм, субъективизм, рефлексивность, взаимность и глубину. Как видим, системы периодизации трех авторов построены с учетом когнитивной сферы, и только Л.Колберг затрагивает аффективную сферу личности.
III. Принцип единства аффективной и когнитивной деятельности. Аффективную часть или эмоциональную сферу личности наиболее полно выражает искусство, где человек привязывает продукт своей деятельности к собственным индивидуальным ценностям, идеалам, убеждениям, потребностям, интересам, страстям и переживаниям. Набор этих ценностей присутствует у всех людей и потому доступен и понятен всем.
Программы обучения должны быть ориентированы на развитие интеллекта и через эмоциональную сферу личности посредством рисования, музыки, хореографии, театральных постановок. При таком обучении будет происходить гармоничное развитие растущего человека, так как будут задействованы оба полушария мозга одновременно.
Внутренний мир человека выражает в основном эмоциональную сферу с его индивидуальным набором ценностей и до сегодняшнего дня эта сфера остается невостребованной педагогической системой в качестве полноправной ее части. Непосредственная оценка всего нового происходит изначально на эмоциональном уровне и тогда становится понятным значимость этого факта для первоначальной мотивации познавательного процесса. Можно сказать, что начало любой успешной мотивации, находится в аффективной части любого вида деятельности, и это положение необходимо внедрить в педагогическую практику.
IV. Принцип сворачивания и разворачивания процесса познания как один из механизмов развития и обучения.
Понимание действительности окружающего мира может быть достигнуто благодаря раскрытию единых ключевых понятий, которые лежат в основе многообразия изменяющихся явлений и процессов. Становится возможным выстраивание целостной картины окружающего мира в сознании учащегося и выход на внутри - и межпредметные связи. Вводится понятие метапредмета, аккумулирующий все базовые ключевые определения в виде свернутой информации. Затем происходит разворачивание этой информации через содержательную часть изучаемых предметов с опорой на востребованные этим предметом ключевые определения метапредмета. В таком случае ключевые определения метапредмета играют роль связующих звеньев внутри и межпредметных связей вне зависимости от того, содержание какого школьного предмета будет раскрываться. Уникальность метапредмета заключается в том, что он становится объединяющим ядром, как для гуманитарного цикла, так и для естественнонаучного цикла. Меняется эмоциональная реакция на восприятие новой информации с отрицательной на положительную, так как учащийся может выстроить внутренние причинно-следственные связи не только внутри одного какого- то цикла предметов, но и между ними. Это стимулирует познавательную деятельность учащегося и приводит его к пониманию окружающих явлений, процессов и отношений. Метапредмет выступает в качестве основного инструмента познавательной деятельности ученика. Основные принципы метапредмета прописаны в методическом пособии «Предназначение метапредмета».
Реализация положений педагогики познания в школьную практику.
Реализация этих положений в школьную практику предполагает проектирование и непрерывное воспроизводство образовательной системы, удовлетворяющей ряду принципиально важных условий, как-то:
Ученик в школьной системе находится в позиции субъекта учебных деятельностей и отношений, что предполагает его целостность и активность. Складываются новые диалоговые отношения между учеником и учителем, между учеником и источником информации.
2. Образовательная среда должна быть реализована как система запросов к тем или иным сторонам внутреннего мира ученика, формирование важных качеств и способностей его личности. Все анализируется и сопоставляется на соответствие внешнего проявления внутреннему содержанию самим учеником.
Требования образовательной среды к способностям и качествам растущего человека должны быть соотнесены с его возрастными особенностями и возможностями, закономерностям процесса развития.
Рассмотрим каждое из этих условий более подробно:
1. Целостность и активность.
Целостность личности в развитии – это представленность его как Человека, в основных видах человеческого существования и деятельности. Человек – целостное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. Можно выделить следующие аспекты целостного существования человека, которые должны быть представлены при обучении:
?  Личные интересы, способности и деятельность
?  Отношения с другими людьми, значимые ценности
?  Физические возможности
В традиционном варианте построения образовательного процесса, несомненно, есть место развивающейся личности. Однако он представлен в таком образовании только одной из сторон своей целостности - как субъект восприятия информации (предметных ЗУНов) и субъект нормативного общения. Это не значит, что эта личность в традиционном учебном процессе не реализует других сторон своей человеческой сущности, но в большинстве случаев это квалифицируется как нарушение образовательного процесса - дисциплины, учебных норм. По сути дела, школа часто осуществляет фрагментарное включение учащегося в те или иные ситуации или отношения. Как следствие, он ощущает себя в школе дискомфортно, школьная среда не предоставляет ему возможностей для развития значимых сторон его личности и качество его образования снижается.
Достижение целостности – это создание в рамках образовательной среды условий, позволяющих развивающейся личности реализовывать разнообразные стороны индивидуальности, переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровнях.
Естественно, что для этого должны быть задействованы все стороны образовательного пространства: содержание учебных предметов, различные технологии и методы обучения, стиль общения, система дополнительного образования, возможности воспитательной и психологической работы, оформление развивающего пространства.
2. Среда как система запросов к способностям
и  возможностям ребенка.
Обеспечение целостности существования развивающейся личности и поддержка активности – это задачи, требующие целенаправленной деятельности всех специалистов. Их профессиональное взаимодействие с детьми и подростками должно заполняться условиями и возможностями для реализации различных сторон личности. Ожидаемым результатом такого взаимодействия будет формирование научного мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем,  на отношения человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные приоритеты людей.
Миропонимание как система объективных понятий и мировосприятие как система субъективных отношений и представлений взаимодополняя друг друга формируют и развивают мировоззрение ученика. При этом само мировоззрение имеет свои этапы становления и выражения в зависимости от периода развития личности. Так в первые годы жизни ребенка задействованы только ориентация и впечатление. Они проявляются в основном невербально посредством мимики и жестов через базовые эмоции. Затем ребенок учится высказывать свое мнение по поводу рассматриваемой проблемы. В подростковом возрасте идет выработка своего взгляда на изучаемое событие или явление. Наконец, в юношеском возрасте идет формирование своей собственной позиции по отношению к предложенной к изучению проблеме исходя из своего небольшого жизненного опыта.
Таким образом ожидаемый результат в разные периоды развития ребенка будет отличаться от предыдущих. Он будет соответствовать своему этапу становления мировоззрения.
Формирование мировоззрения – это процесс психологических новообразований в процессе развития личности и наиболее полно они могут быть отражены в четырех видах деятельности, а именно:
Учебная деятельность:
Трудолюбие, ответственность, активность и
целеустремленность
Развитие потребностей и интересов, умение работать с информацией и предметными знаниями
Навыки исследовательской деятельности и творческого
поиска
Физическая деятельность:
Ощущение себя
Способность преодолевать трудности
Ценностное отношению к собственному здоровью
Внутренний мир:
Критичность и избирательность
Понимание себя и других, развитая рефлексия
Готовность к совершению выбора и сформированное
мировоззрение
Взаимодействие с другими людьми:
Понимание и уважительное отношение к другим людям
Сострадание к другим людям и готовность к
сопереживанию
Стремление изменить мир людей в лучшую сторону
В школе формируется самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение учебных способов действий (ЗУН) в средства разрешения возникающих проблем.
Все значимые стороны растущего человека должны как можно полно реализовываться, причем не в качестве дополнительных обстоятельств, а в качестве полноправных составляющих, учитываемых при организации школьной жизни. Учащийся в школе проживает значительную часть своей жизни, и она должна быть прожита полноценно, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и задачами развития. Все аспекты образовательной системы школы должны быть настроены на то, чтобы вместе с усвоением учебных знаний умений и навыков развивалась способность учащегося понимать самого себя и других людей. Необходимо строить свою деятельность, осознавая свои цели, ставя задачи и контролируя ход их выполнения, формировать нравственную картину мира, насыщая ее лично значимыми ценностями и смыслами.
3. Возрастные особенности развивающейся личности.
Возрастные особенности развивающейся личности отображены в матрице развития личности, и они должны быть учтены в учебном процессе. Одним из главных инструментов вне
Статьи