Новости

Проблема из трёх букв

Активисты общественных организаций объединились в единый фронт и написали письмо вице-премьер-министру РК Дариге Назарбаевой и министру образования и науки Ерлану Сагадиеву. Темой его стало Единое национальное тестирование.

Канат НУРОВ, президент НОФ “Аспандау":
- Стоит признать, проблема не только в ЕНТ, просто этот тест позволил выявить всю слабость содержательной части системы образования, как лакмусовая бумажка, проявил всеобщую некомпетентность. По большому счету, нет разницы - задавать тупой вопрос в виде теста или в виде экзаменационного билета. Понятно, что на внедрение ЕНТ потрачено много сил и средств, но нельзя его абсолютизировать, превращать в единственно достоверный инструмент оценки ученика, школы, учителя. В итоге мы получили коррупционную во многих своих составляющих систему. Например, сейчас для вузов нет смысла ставить плохие оценки на экзаменах ученику, получившему государственный грант, как нет смысла отчислять его из-за плохой учебы. Это означает потерять деньги. Проще дотянуть его до диплома. В итоге одни делают вид, что учатся, другие делают вид, что учат, в такой форме происходит освоение бюджетных средств.
Что касается содержания образования, в современном мире невозможно угнаться за фактологической частью. Акцент должен быть на формировании творческих, аналитических способностей. Вот тогда не надо будет изымать телефоны и гаджеты на экзамене, они даже помогут ученику фактами подтвердить свой ответ.

А чтобы ЕНТ из нервотрепки превратилось в оценку знаний, причем не по четырем выбранным предметам, а по всему пройденному в школе курсу, стоит сдавать пройденное постепенно и подойти к аттестату уже с набором оценок. Вот тогда ЕНТ поможет оценить знания учеников и профессионализм школьного коллектива. А у нас не будет предметов, присутствующих в учебном плане, но очень легко замещаемых теми, которые надо сдавать на ЕНТ. Ведь сейчас обучение в старших классах превратилось в фикцию. II дети, и школа, и учителя заняты только подготовкой к тестированию.

Мы обращаемся с этим письмом, потому что понимаем: реформа ЕНТ назрела, главное, чтобы она произошла в нужном направлении, а не в еще более странные дебри нас завела. И, повторюсь, мы не за отмену тестирования, а за расстановку иных приоритетов в образовании. А от себя могу добавить, что нас замучили бесконечными реформами, когда ни одна идея не доводится до логического конца, все так и остается в лозунгах. Чиновники берутся за сложные вещи и не делают простых. Так и не решен вопрос с пятидневкой. А сколько копий сломано о двенадцатилетнее образование, когда оно уже фактически существует, если признать за первый нулевой класс в школах и программу дошкольных учреждений. Но, не решив одно, не доведя до ума, начинают новые реформы, и мы погрязли в болоте нововведений.