26.05.22

Алматы, гостиница «Казахстан»

Think Tank Aspandau #18:
"Проблемы формирования идентичности в образовательных программах современного Казахстана".

Спикеры:
Асия Нурдубаева — кандидат архитектуры;
Альмира Наурзбаева — доктор философских наук;
Кайрат Жанабаев — кандидат филологических наук, переводчик, эпосовед.

Вопрос №1. Существует ли идеология в системе образования в современном Казахстане? Какую, по вашему мнению, идеологию можно объявить устаревшей?

Кайрат Жанабаев: В условиях многополярного мира образовательные стратегии университетов и государства должны быть подтверждены фактическим результатом, не суммой баллов в аттестате, а практическим способностью делать дело, то есть уметь создавать продукт, и продукт качественный, а значит, востребованный, а значит - конкурентоспособный. Значит, вопрос не изменении изжившей себя советской, постсоветской и европейской системы образования в современном Казахстане (на опять уйдут новые средства и время), вопрос в конкретике – нужно ли тому или иному гражданину высшее образование, какое в качественном отношении образование он требует, кто и какие условия, и образовательные ресурсы для выполнения этих имеет, какая от него будет общественная и государственная польза? Это и есть современная идеология государства в системе образования.

Альмира Наурзбаева: Вопрос об идеологии вообще и в системе образования, в частности, допустим в том случае, если мы трактуем это понятие (идеология) без политических коннотаций. Устаревшая идеология – идеология почившего государства СССР со всеми его атрибутами. Я бы предпочла вести разговор о концептуальных основаниях современного образования.

Асия Нурдубаева: Организационная структура образовательной сферы, направила внимание ППС не на усилия профессиональной сферы, а на результаты работы в целом учебного предприятия, переместив акцент идеологии образования, и ее оснований с философских и социально-политических воззрений общественных сил на оказание только рыночной сервисной услуги, как образования. Надо отметить, что все образовательные учреждения работающее по Болонской системе теперь выпускают специалистов – «подмастерий» для системы элитных образовательных организаций Коллективного Запада (Кэмбридж, Оксфорд, USL и др.).

Вопрос №2. Происходит переформатирование мира, каким образом такие страны, как Казахстан, будут реализовывать право на свое развитие, свою систему ценностей, например, тюркскую. Пришло время говорить об этом и создавать свою образовательную систему, кто может этим заниматься?

Кайрат Жанабаев: Такие страны, как Казахстан, все еще зависимые от большого мира страны, и только национальное ценности: знание, доведенное до зрелой гражданственности и планетарности, только традиция, сочетающая достоинство и гуманизм, делает каждого человека и общество свободным в своих действиях: познай истину и истина сделает тебя свободным (Иса-пайгамбар).

Альмира Наурзбаева: Переформатирование мира происходит и процесс этот не закончился. Если вспомнить идею Френсиса Фукуямы о конце или завершении истории после разрушения двуполярности мира, то можно рассматривать происходящее сегодня как иллюстрацию этого положения американского ученого. Но не забудем, что в пространстве идентичности современного человека есть и другие векторы. К примеру, религиозные. Самуэль Хантингтон писал о войне цивилизаций, подразумевая именно этот фактор. Казахстанцы в большинстве своей этно-национальной идентичности тяготеют к Тюркскому миру. Но не забудем, что есть и другие форматы идентичности. Тюркские культурно-цивилизационные ценности, к сожалению, еще не в достаточной мере заняли свое достойное место не только в образовательной среде, но и в науке, в культуре в целом. Пример тому положение казахского языка.

Асия Нурдубаева: В период независимости были преодолены перекосы в образовательной сфере русского и казахских языков и в 90-х гг. казахские школы открываются повсеместно, а за 30-летний период выросло поколение, получившее образование на казахском языке, но это, надо отметить были неравные условия: неподготовленность кадров, авторитарность системы патриархального общества, - против устоявшейся профессиональной системы образования на русском языке. На выходе или входе в Вуз мы получаем послушного, терпеливого студента из казахско язычной страты, который привык не дополучать и не требовать качества взамен, на обусловленную общественным молчаливым согласием против системы языкового доминирования русского языка и обширной аккультурацией нации, что продолжает практику терпеливо переносить скудные времена и не видеть перспективу расцвета и самоуважения к самостоятельным системам ценностей, собственно, тюркских, казахских. Однако мы не видим лидирующей идеологии, предыдущие устарели, а системы традиционных ценностей оказались не нужны в глобалистском дискурсе. Это конечно кризис фундаментальный, фазовый, как смены философии устройства общества.

Вопрос №3. Что на ваш взгляд может позволить провести немедленные изменения в образовательной сфере с учетом целей идентичности Казахстана на мировой арене.

Кайрат Жанабаев: Как это делается: а) с детских садов идет мотивация на конструирование, а с младших классов оно усложняется сборкой и разборкой, пазлам и разным логическим играм, усложненному конструированию; б) а дальше – уроки по труду, микропроекты, с поощрением педагогов, олимпиад по домоводству и инновациям. То же самое касается и национально-гуманистической модернизации – изучение опыта мирового гуманизма для обущающихся по гуманитарным направлениям.

Альмира Наурзбаева: Мы, по моему глубокому убеждению, забываем о том, что любые социальные, экономические, политические, культурные процессы являются структурными подсистемами одной системы, т.е. взаимосвязаны. Идентичность Казахстана на мировой арене только какие-либо предпринимаемые изменения в образовании не дадут должного результата. Но это не значит, что не стоит продвигать новые идеи в той же образовательной системе. Повторюсь, но без концептуального и системного видения целей и задач современного образования, успешное решение проблем может долго оставаться желаемым.

Асия Нурдубаева: Полиэтничное общество РК ориентируется на корневую систему титульной нации – казахов, полновесное конструирование которой могло начаться при полноценных демографических условиях и, как следствие, формировании казахскоязычной культуры, в том числе и качественной образовательной системы. Нам необходимо задуматься: какой будет архитектура новых зон культурного влияния и для Казахстана стоит задача – это право на свое развитие, свою систему ценностей и информационное противодействие центробежно направленным тенденциям регионального и универсалистского характера. Также, надо отметить, присутствие в РК двух контуров идентичности, как у титульной нации внутренний - для казахов и внешний - для всего народа Казахстана, что при укреплении первого позволит поддерживать политику укрепления и общих региональных ценностей. В этой связи необходимо обратить внимание на инновации в образовании, которые назрели при смене транслирующего центра Москвы, а именно развивать как метод децентрализацию, обратившись к культурам соседей Ц.А. и всемирному сообществу и не только посредством русского языка, который стал теперь языком межнационального общения в СНГ. Развитие ценностного духовного ядра предусматривает опору на лидеров этно семиотического дискурса в первую очередь в филологии, философии, музыковедение и архитектуре, - наиболее консервативных духовных и материалистических сферах образования. Существует небольшая когорта ученых, которые создают междисциплинарные дискурсы осознания материальных и духовных ценностей казахстанцев. Возможно, необходимо поставить вопрос о создании такого объединенного думающего Центра. Можно сказать, что настало время запроса на конструирование и выстраивание собственного ядра будущего образовательного макрорегиона, со своими образовательными технологиями.
Возникли проблемы с бизнесом? Многие не в силах решить их самостоятельно. А последствия кризисных явлений могут стать причиной краха компании.