18.11.22,
Алматы, SmartPoint

Think Tank Aspandau #24:
«Реконструкция исторической памяти как залог сохранения этнического самосознания».

Cпикеры:
Жумажан Байжумин – историк;

Гульжихан Нурышева – философ;

Асылбек Бисембаев – историк, журналист;

Вадим Дергачев – журналист.

Модератор:
Асия Нурдубаева – кандидат архитектуры.

ТТ Аспандау провел 18.11.22. очередную встречу социо-гуманитарного цикла «Ученые и мифы» с интересными спикерами, медийными личностями, интеллектуалами нашего общества: Жумажан Байжумин- историк, Гульжихан Нурышева – философ, Асылбек Бисенбаев – историк, журналист, Вадим Дергачев – журналист, поэт, публицист. Ответы спикеров превратились по форме в «краткие курсы истории» со своими узловыми темами, где слились личностный, профессиональный, и интеллектуальный образ каждого, создавая синергетический эффект от услышанного в зале. Если все вопросы встречи сформулировать в один, то это: «Воссоздание» исторической памяти, а точнее, написание ее заново..., и что за этим стоит?

Ведь, сегодня наши обыденные представления и интерпретации различных «исторических» экспертов и информационных каналов мифологизируют, многократно мифологизированную историю, и доставшуюся нам в наследство историческую картину, которая стала уже актуальнее современных актуальных установок общества, корректируя и многократно наслаивая очередную «правду» истории на Историю. Все спикеры создали сплоченные переживания о будущем Казахстана и, необходимость сбросить созависимость идеологическую, экономическую, и как следствие, заслуженно, признавая за автохтонным населением Казахстана самобытность культуры, языка, и современные проблемы его изучения и, мерцающий, уникальный исторический успех кочевых держав в перспективе современной интерпретации, о чем рассказал Жумажан Байжумин.
Также, в ожидании очертаний нового Казахстана, назревающие тенденции позволяют нам говорить об изменении актуального фона мироощущения казахстанцев. Нельзя не согласиться со спикерами, что национальная идентичность выступает как результат прошлого и, одновременно, как ангажированность в отношении будущего нового Казахстана, где образы прошлого, - Золотая орда, шумеры, Чингиз хан, укорененные в общественном сознании присутствуют в настоящем: в качестве его полноправных субъектов, заслоняя очевидную необходимость - смотреть в лицо актуальным проблемам современности, что отметил Асылбек Бисенбаев.

Историческая память – это и исторические образы, мифы, представления знания и основной актор была власть и религиозные институты, философия и диалектика познания Мира, - о чем рассуждала Гульжихан Нурышева, заложив традицию говорить на казахском языке, переведя нашу встречу в норму современного состояния РК - билингвизм. Однако, вопрос об «исламе vs тенгризме» из зала, круто развернул философичный характер рассуждений в практическую плоскость религиозной доктрины в Казахстане и вопросом о месте женщины- казашки в религиозных институтах ислама, что заставило отойти от идей онтологии Гегеля и отождествления бытия и мышления в историческом дискурсе.

Также, определенные факты истории оборачиваются «болезненными», «травмирующими» или «патетическими» воспоминаниями, как голодомор 20-30 х гг., репрессии 20-40 х гг., отечественная война, январские события, тем самым, воспроизводя не пережитое и конфликтное, имевшее скрытый характер в обществе, о чем Вадим Дергачев в стихотворной форме отметил в отрывке своего стихотворения, продолжив, что общество должно открыто обсуждать подобные темы, а Жумажан Байжумин отметил о важной роли обыденной истории и свидетельствах очевидцев – апашек и аташек, которые вне академической формы могут дать яркие исторические образы. После осознания исторического развития и возникнут новые интерпретации, а такое Прошлое выступит с социальной конструкцией Нового Казахстана в творческий симбиоз, и сформирует духовные потребности, исходя из сохранившихся ценностей, выстроив контекст каждого казахстанца для данного настоящего…

ДА, надо обсуждать открыто Предпосылки формирования исторической памяти человека и общества в целом, представления о себе и о «других», что создаст поле межкультурной коммуникации в Казахстане; актуализирует понимание текущих проблем, и мы, все вместе, возможно! создадим интеллигибельное пространство познания, раздумий, которое сможет наделять смыслами, символами и ориентирами наше будущее, которое мы ожидаем от нашего нового направления в Политике Казахстана, которое мы 20 числа осуществили, поддерживая политические изменения, которые уже начали проявляться внешними контурами.

Поэтому, Мы, все вместе, можем и должны обсуждать, так называемые «уроки истории», табуирующие или, напротив, стимулирующие определенные настроения, сохранив лучшие устремления нашего общества, что и, нужно поднимать, как и многие другие вопросы, связанные с нашей исторической памятью, которую мы спроецируем в наше будущее… Поэтому - До новых встреч Друзья!

С уважением, президент фонда Аспандау Арнур Нуркатов.
Возникли проблемы с бизнесом? Многие не в силах решить их самостоятельно. А последствия кризисных явлений могут стать причиной краха компании.